Система охлаждения двигателя ваз 2115. Система охлаждения

Система охлаждения двигателя ваз 2115. Система охлаждения

После сильного нагрева двигателя ВАЗ-2115 возрастает вероятность его полного сгорания. Чтобы этого не случилось, необходимо постоянно контролировать систему охлаждения. Новички считают, что инжекторный механизм не требует регуляции, однако это не так – для двигателя ВАЗ-2115 инжектор ничего не меняется.

Уметь самостоятельно обслуживать систему охлаждения, исправлять дефекты и поломки – значит сэкономить определенную сумму средств и время. Контроля каких факторов требует устройство системы охлаждения ВАЗ-2115?

  1. Исправная работа всех компонентов.
  2. Степень герметичности.

Если существует хотя бы одна из проблем, указанных выше, пора приниматься за ремонт. Затягивать с ремонтными работами не стоит – двигатель слишком дорого стоит чтобы проводить с ним эксперименты и тем более ждать его сгорания.

Как работает система охлаждения ВАЗ-2115

В ВАЗ-2115 встроена та же система охлаждения, что и в других авто инжекторного типа. Принцип действия основан на теплообмене, который происходит с помощью жидкости. В качестве последней может выступать тосол, охлаждающий антифриз, на крайний случай вода, хотя специалисты не рекомендуют использовать последний вариант.

Схема системы охлаждения, встроенная в ВАЗ-2115, состоит из следующих ключевых компонентов, обозначенных на фото:

  • электродвигатель;
  • насос – обеспечивает движение залитой жидкости по всей системе;
  • радиатор;
  • термостат – регулирует деятельность всех составляющих конструкции.

Циркуляцию по трубам охлаждающей жидкости обеспечивает центробежное насосное устройство. Включение и отключение датчика зависит от значений, показанных датчиком.

Важен также температурный режим, имеющийся в ВАЗ-2115. Если показатели превышают установленные 87 градусов, происходит следующее:

  • клапан термостата приходит в действие и открывается;
  • жидкость для охлаждения выходит на большой круг циркуляции, который предполагает проход по трубам через двигатель и охлаждение последнего;
  • приходит в рабочее состояние вентилятор, он начинает подавать воздушный поток на решетку радиатора, а это способствует уменьшению температуры.

Среди всех компонентов охлаждающей системы специалисты называют самый важный, без которого целостный механизм не мог бы работать исправно – это клапан, идущий от термостата. Состоит деталь из технического воска, деформирующегося под определенными температурами. Именно так обеспечивается объем подачи охлаждающей жидкости, регулируется интенсивность остывания.

Причины поломок системы охлаждения ВАЗ-2115

Ничто не вечно, поэтому система охлаждения тоже может сломаться. Справиться с неисправностью может каждый автолюбитель, сделать это своими руками несложно, тем более вы теперь знаете, как выглядит и работает схема охлаждающего устройства ВАЗ-2115.

Охлаждающая система ВАЗ-2115 — не самый непростой узел автомобиля, но очень принципиальный. Трудности могут подстерегать в самый неподходящий момент — в пути. Проверить и даже убрать большая часть дефектов системы остывания ВАЗ-2115 можно хоть в гараже (до которого нужно ещё доехать), хоть в чистом поле.

  1. При появлении дефектов в охлаждающей системе съезжаем с дороги и останавливаем движок.
  2. Открываем капот и пристально осматриваем подкапотное место. Если вырывается пар, определяем определенное место. Осматриваем мотор, проверяем расширительный бачок на положение уровня охлаждающей воды. За одно определяем состояние термостата, радиатора, резиновых шлангов в охлаждающей системе мотора.
  3. Нельзя сходу после остановки мотора отвинчивать пробку расширительного бачка. В охлаждающей системе жидкость находится под огромным давлением. Когда мы откручиваем пробку, резко падает давление, и по законам физики охлаждающая жидкость закипает. Естественно, её брызги могут привести к ожогам рук и лица. Если есть острая необходимость отвинтить пробку расширительного бачка на ещё не остывшем движке, сверху нужно накинуть какую-нибудь плотную ткань и только после чего медлительно отвернуть пробку.
  4. Не поленимся заглянуть под панель устройств ВАЗ-2115. Под ней могут обнаружиться потёки охлаждающей воды, сочащейся из крана отопителя либо радиатора. Если потёки охлаждающей воды вызваны лопнувшим шлангом, его можно на время залатать липкой лентой (изолента, скотч).
  5. Еще больше заморочек, если течь идёт из отопителя, радиатора либо термостата. В пути её трудно убрать. В данной ситуации рекомендуется в систему остывания долить воду и при поездке смотреть за показаниями температуры. По мере надобности уровень в охлаждающей системе придётся временами восстанавливать. Учтите, что если заместо тосола долгое время использовать воду, это вероятнее всего спровоцирует образование накипи системы остывания ВАЗ-2115. В итоге остывание ухудшится, а моторесурс уменьшится. Потому после аварийной поездки непременно убрите течь, слейте разбавленную водой жидкость, помойте систему и залейте свежайшую охлаждающую жидкость. Самое принципиальное условие — в перегретый движок прохладную воду доливать запрещено! Мотор должен хотя бы полчаса охлаждаться с открытым капотом.
  6. Если охлаждающая система ВАЗ 2115 неисправна, а течи охлаждающей воды не наблюдается, проверяем целость предохранителя №5 (на 20А). Он делает функцию принудительной защиты бортовой цепи питания в электровентиляторе системы остывания. Находится предохранитель в монтажном блоке, размещающемся в подкапотном пространстве. Если электродвигатель после подмены предохранителя заработал, путешествие можно продолжить.
  7. Если электродвигатель после подмены предохранителя не заработал, проведём дополнительную диагностику. Возьмём два дополнительных провода и подадим питание на электродвигатель впрямую от аккумуляторной батареи. Учтите, провода должны быть изолированы и надёжно закреплены. Замыканий проводов меж собой допускать нельзя! Непременно обращаем внимание на полярность подключения: электродвигатель должен таким макаром крутиться, чтоб вентилятор нагнетал воздух на движок через радиатор, а направления набегающего (путного) потока воздуха и образуемого вентилятором потока воздуха совпадали.
  8. Если электродвигатель после этих манипуляций заработает, означает неисправна проводка системы остывания либо реле включения вентилятора. Размещается реле под накладкой с правой стороны консоли приборной панели ВАЗ 2115. Если движок глух, вероятна неисправность самого электродвигателя либо проводки. К огорчению, ни электродвигатель, ни реле ремонту не подлежат и потребуют подмены.
  9. Движок также может перегреться по случаю выхода из строя термостата. Этот агрегат регулирует прохождение потока воды по охлаждающей системе либо минуя радиатор (чтоб ускорить прогрев прохладного мотора), либо через радиатор. Проверить термостат легко: на тёплом движке щупаем нижний шланг, соединяющий радиатор и движок. Если шланг прохладный, термостат вероятнее всего неисправен, потому через радиатор не идёт циркуляция охлаждающей воды.

Белый дым из выхлопной трубы — пошли газы в систему охлаждения Устройство системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания Устранение неполадок системы охлаждения автомобиля Постоянно греется двигатель: причины, устранение проблемы

4.17. Система охлаждения двигателя: 1 – пробка расширительного бачка; 2 – расширительный бачок; 3 – шланг отвода охлаждающей жидкости от дроссельного патрубка; 4 – шланг от радиатора к расширительному бачку; 5 – отводящий шланг радиатора; 6 – левый бачок радиатора; 7 – алюминиевые трубки радиатора; 8 – заглушка; 9 – правый бачок радиатора; 10 – сливная пробка; 11 – сердцевина радиатора; 12 – кожух электровентилятора; 13 – крыльчатка электровентилятора; 14 – электродвигатель; 15 – зубчатый шкив насоса; 16 – крыльчатка насоса; 17 – зубчатый ремень привода распределительного вала; 18 – блок цилиндров двигателя; 19 – подводящая трубка насоса; 20 – подводящий шланг радиатора; 21 – отводящий шланг радиатора отопителя; 22 – шланг подвода охлаждающей жидкости к дроссельному патрубку; 23 – выпускной патрубок; 24 – заправочный шланг; 25 – подводящий шланг радиатора отопителя; 26 – термостат; 27 – датчик температуры охлаждающей жидкости системы управления двигателем

Система охлаждения (рис. 4.17) жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости, с расширительным бачком 2, в котором установлен датчик указателя уровня охлаждающей жидкости для бортовой системы контроля.

Насос охлаждающей жидкости центробежного типа приводится в действие зубчатым ремнем 17 привода механизма газораспределения.

Электровентилятор снабжен пластмассовой четырехлопастной крыльчаткой 13, установленной на валу электродвигателя 14, который включается и выключается контроллером .

В термостате 26 с твердым термочувствительным наполнителем предусмотрены основной и дополнительный клапаны. Начало открытия основного клапана при температуре охлаждающей жидкости (85±2)°С, ход основного клапана при достижении температуры охлаждающей жидкости 102°С — не менее 8 мм.

Радиатор трубчато-пластинчатый, алюминиевый, с плаcтмассовыми бачками 6 и 9. Радиатор двухходовой с перегородкой в левом бачке. Охлаждающую жидкость заливают через наливную горловину расширительного бачка 2, в пробке 1 расширительного бачка есть впускной и выпускной клапаны. Давление открытия выпускного клапана 110–150 кПа (1,1–1,5 кгс/см 2), впускного – 3–13 кПа (0,03–0,13 кгс/см 2).

Система охлаждения заполнена охлаждающей жидкостью Тосол-А40М.

Расположение элементов системы охлаждения в моторном отсеке: 1 – шланг от радиатора к расширительному бачку; 2 – отводящий шланг радиатора 3 – подводящий шланг к радиатору; 4 – радиатор; 5 – термостат; 6 – шланг подвода охлаждающей жидкости к дроссельному узлу; 7 – шланг отвода охлаждающей жидкости от дроссельного узла; 8 – датчик уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке; 9 – расширительный бачок; 10 – пробка расширительного бачка; 11 – кожух с вентилятором

Подготовка рабочего места

  • 1. Привести в порядок рабочую спецодежду.
  • 2. Внимательно осмотреть рабочее место, привести его в надлежащий порядок, убрать все мешающие работе посторонние предметы.
  • 3. Проверить наличие и исправность ручного инструмента, приспособлений и средств индивидуальной защиты.
  • 4. Подготовить хорошее освещение.
  • 5. Установите автомобиль на горизонтальную ровную площадку, так чтобы его передняя часть была выше задней.
  • 6. Отсоедините минусовую клемму аккумулятора.

Диагностика и техническое обслуживание системы охлаждения автомобиля ВАЗ-2115

Система охлаждения ВАЗ 2115 — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Герметичность системы обеспечивается впускным и выпускным клапанами в пробке расширительного бачка.

Термостат и электровентилятор радиатора поддерживают тепловой режим работы двигателя. Последний включается датчиком, ввернутым в левый бачок радиатора на двигателе ВАЗ-2115. Контакты датчика замыкаются при температуре 99±2°С, а размыкаются при температуре 94±2°С. Для контроля температуры охлаждающей жидкости в головку блока цилиндров двигателя ввернут датчик, связанный с указателем температуры на приборной панели.

Насос охлаждающей жидкости — лопастной, центробежного типа, приводится от шкива коленчатого вала зубчатым ремнем привода газораспределительного механизма.

Термостат управляет перераспределением потоков жидкости. На холодном двигателе перепускной клапан термостата перекрывает патрубок, ведущий к радиатору, и жидкость циркулирует только по малому кругу (через байпасный патрубок термостата), минуя радиатор.

На двигателе ВАЗ-2115 малый круг включает радиатор отопителя, впускной коллектор, блок подогрева карбюратора и жидкостную камеру полуавтоматического пускового устройства. При температуре (85±2) °С перепускной клапан термостата начинает перемещаться, открывая основной патрубок; при этом часть жидкости циркулирует по большому кругу, через радиатор. При температуре около 102°С патрубок полностью открывается, и вся жидкость циркулирует по большому кругу. Ход основного клапана должен составлять не менее 8 мм.

Принцип работы системы охлаждения заключается в следующем. Центробежный насос, вал которого приводится во вращение с помощью ремня от шкива коленчатого вала, забирает охлаждающую жидкость из нижней части радиатора и нагнетает ее в рубашку охлаждения головки и блока цилиндров. Жидкость омывает наиболее нагретые части, отнимает от них часть тепла» и нагревается, а затем через шланг поступает в верхний бачок радиатора. Одновременно часть нагретой жидкости проходит через рубашку впускного трубопровода двигателя, подогревая горючую смесь; при необходимости жидкость может отводиться с помощью крана в отопитель салона кузова. Проходя через сердцевину радиатора в его нижний бачок, нагретая жидкость охлаждается и снова поступает к центробежному насосу.

Схема системы охлаждения двигателя

1 — радиатор отопителя; 2 — пароотводящий шланг радиатора отопителя; 3 — шланг отводящий; 4 — шланг подводящий; 5 — датчик температуры охлаждающей жидкости (в головке блока); 6 — шланг подводящей трубы насоса; 7 — термостат; 8 — заправочный шланг; 9 — пробка расширительного бачка; 10 — датчик указателя уровня охлаждающей жидкости; 11 — расширительный бачок; 12 — выпускной патрубок; 13 — жидкостная камера пускового устройства карбюратора; 14 — отводящий шланг радиатора; 15 — подводящий шланг радиатора; 16 — пароотводящий шланг радиатора; 17 — левый бачок радиатора; 18 — датчик включения электровентилятора; 19 — электродвигатель вентилятора; 20 — крыльчатка электровентилятора; 21 — правый бачок радиатора; 22 — сливная пробка; 23 — кожух электровентилятора; 24 — зубчатый ремень привода механизма газораспределения; 25 — крыльчатка насоса охлаждающей жидкости; 26 — подводящая труба насоса охлаждающей жидкости; 27 — подводящий шланг к жидкостной камере пускового устройства карбюратора; 28- отводящий шланг;

Механизм

Возможные неисправности

Способы устранения

Примечания

1. Радиатор

  • 1. Грязный или забитый радиатор.
  • (засоряется мелкими насекомыми, грязью и т.д.)
  • 1. Прочистить радиатор
  • 2. Помыть на мойке
  • 3. При необходимости заменить радиатор

2. Течёт радиатор (пробит радиатор)

  • 1. Сварка
  • 2. Пайка
  • 3. Замена

3. Шланги радиатора закупорены или изношены

Заменить шланги

Если потёки охлаждающей жидкости вызваны лопнувшим шлангом, его можно на время залатать липкой лентой (изолента, скотч)

4. Повреждена крышказаливной горловины радиатора

5. Внутреннее засорение радиатора

Промыть с использованием спец. жидкости и воды

2. Термостат

1. Не работает клапан

2. Лопнул корпус

3. Водяной насос

1. Износ подшипника

Ремонт водяного насоса, как правило, к желаемому результату не приводит, поэтому рекомендуется заменять насос в сборе.

2. Износ прокладки

3. Ослаблено натяжение ремня привода водяного насоса

Отрегулировать натяжение ремня привода

4. Вентилятор

1. Поломка датчика включения вентилятора

2. Поломка лопастей вентилятора

3. Вывод из строя вентилятора

5. Расширительный бачок

1. Негерметичен расширительный бачок

2. Вздутие бачка с охлаждающей жидкостью

Замена крышки бачка или прокладки головки блока цилиндров

Система охлаждения ВАЗ-2115 — не самый сложный узел автомобиля, но чрезвычайно важный. Проблемы могут подстерегать в самый неподходящий момент — в пути. Проверить и даже устранить большинство неисправностей системы охлаждения ВАЗ-2115 можно хоть в гараже (до которого надо ещё доехать), хоть в чистом поле.

  1. При возникновении неисправностей в системе охлаждения съезжаем с дороги и останавливаем двигатель.
  2. Открываем капот и внимательно осматриваем подкапотное пространство. Если вырывается пар, определяем конкретное место. Осматриваем мотор, проверяем расширительный бачок на положение уровня охлаждающей жидкости. За одно определяем состояние термостата, радиатора, резиновых шлангов в системе охлаждения двигателя.
  3. Нельзя сразу после остановки двигателя отвинчивать пробку расширительного бачка. В системе охлаждения жидкость находится под большим давлением. Когда мы откручиваем пробку, резко падает давление, и по законам физики охлаждающая жидкость закипает. Естественно, её брызги могут привести к ожогам рук и лица. Если есть острая необходимость отвинтить пробку расширительного бачка на ещё не остывшем двигателе, сверху надо набросить какую-нибудь плотную ткань и только после этого медленно отвернуть пробку.
  4. Не поленимся заглянуть под панель приборов ВАЗ-2115. Под ней могут обнаружиться потёки охлаждающей жидкости, сочащейся из крана отопителя или радиатора. Если потёки охлаждающей жидкости вызваны лопнувшим шлангом, его можно на время залатать липкой лентой (изолента, скотч).
  5. Гораздо больше проблем, если течь идёт из отопителя, радиатора или термостата. В пути её сложно устранить. В данной ситуации рекомендуется в систему охлаждения долить воду и при поездке следить за показаниями температуры. При необходимости уровень в системе охлаждения придётся периодически восстанавливать. Учтите, что если вместо тосола длительное время использовать воду, это скорее всего спровоцирует образование накипи системы охлаждения ВАЗ-2115. В результате охлаждение ухудшится, а моторесурс уменьшится. Поэтому после аварийной поездки обязательно устраните течь, слейте разбавленную водой жидкость, промойте систему и залейте свежую охлаждающую жидкость. Самое важное условие — в перегретый двигатель холодную воду доливать запрещено! Мотор должен хотя бы полчаса охлаждаться с открытым капотом.
  6. Если система охлаждения ВАЗ 2115 неисправна, а течи охлаждающей жидкости не наблюдается, проверяем целость предохранителя №5 (на 20А). Он выполняет функцию принудительной защиты бортовой цепи питания в электровентиляторе системы охлаждения. Находится предохранитель в монтажном блоке, располагающемся в подкапотном пространстве. Если электродвигатель после замены предохранителя заработал, путешествие можно продолжить.
  7. Если электродвигатель после замены предохранителя не заработал, проведём дополнительную диагностику. Возьмём два дополнительных провода и подадим питание на электродвигатель напрямую от аккумуляторной батареи. Учтите, провода должны быть изолированы и надёжно закреплены. Замыканий проводов между собой допускать нельзя! Обязательно обращаем внимание на полярность подключения: электродвигатель должен таким образом вращаться, чтобы вентилятор нагнетал воздух на двигатель через радиатор, а направления набегающего (путевого) потока воздуха и образуемого вентилятором потока воздуха совпадали.
  8. Если электродвигатель после этих манипуляций заработает, значит неисправна электропроводка системы охлаждения или реле включения вентилятора. Располагается реле под накладкой с правой стороны консоли приборной панели ВАЗ 2115. Если двигатель глух, возможна неисправность самого электродвигателя или проводки. К сожалению, ни электродвигатель, ни реле ремонту не подлежат и потребуют замены.
  9. Двигатель также может перегреться по случаю выхода из строя термостата. Этот агрегат регулирует прохождение потока жидкости по системе охлаждения или минуя радиатор (чтобы ускорить прогрев холодного двигателя), или через радиатор. Проверить термостат не сложно: на тёплом двигателе щупаем нижний шланг, соединяющий радиатор и двигатель. Если шланг холодный, термостат скорее всего неисправен, поэтому через радиатор не идёт циркуляция охлаждающей жидкости.
avtomtk.ru Всё для ремонта и покраски автомобиля.
Яндекс.Метрика
Для любых предложений по сайту: [email protected]