Зазор в поршневых кольцах уаз. Правильная установка поршневых колец

Зазор в поршневых кольцах уаз. Правильная установка поршневых колец

Вам потребуются: ключи «на 10», «на 12», «на 14», головки «на 15», «на 19», молоток.

1. Снимите головку блока цилиндров (см.«Замена прокладки головки блока цилиндров»).

2. Снимите масляный картер двигателя и прокладку картера (см.«Замена уплотнения масляного картера»).

3. Снимите масляный насос (см.«Снятие, ремонт и установка масляного насоса»).

4. Отверните гайки 1 шатунных болтов и снимите крышку 2 шатуна. Если крышка сидит плотно, сбейте ее несильными ударами молотка. Выньте из крышки вкладыш.

5. Протолкните поршень, чтобы он вышел из цилиндра, и выньте его вместе с шатуном. Выньте из шатуна вкладыш.

Вынимать поршень с шатуном из цилиндра нужно осторожно, чтобы не повредить зеркало цилиндра. Проверьте метки на шатуне и его крышке. Если метки не видны, пометьте шатун и крышку номером цилиндра.

6. Выньте остальные поршни с шатунами.

7. Съемником снимите поршневые кольца или, при его отсутствии, осторожно разогните кольца у замков.

10. Снимите остальные поршни с шатунов.

11. Промойте все детали в бензине. Очистите поршни от нагара. Очистите от нагара канавки под поршневые кольца обломком старого поршневого кольца.

12. Осмотрите поршни. Если на них есть задиры, следы прогара, замените поршни. Измерьте диаметр поршня. Если он меньше 95,4 мм, замените поршень. Диаметр поршня измеряют в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, на 8,0 мм ниже оси поршневого пальца. Поршень установлен в цилиндре с зазором 0,036–0,060 мм. Поршни разбиты по диаметру на пять размерных групп: А, Б, В, Г, Д. Буквенная маркировка выбита на днище поршня. При подборе поршня к цилиндру нужно обеспечить указанный выше зазор. Предельно допустимый зазор между поршнем и цилиндром 0,25 мм. Зазор между поршнем и цилиндром можно определить замером поршня и цилиндра. В запасные части поставляют поршни двух ремонтных размеров: с увеличенным на 0,5 и 1,0 мм диаметром. На одной из бобышек под поршневой палец отлита надпись «409» (поршень номинального диаметра), «409АР» (диаметр, увеличенный на 0,5 мм) или «409БР» (диаметр, увеличенный на 1,0 мм).

13. Измерьте зазор между поршневым кольцом и канавкой на поршне в нескольких местах по окружности поршня. Зазор должен быть в пределах 0,060–0,096 мм для компрессионных колец и 0,115–0,365 мм для маслосъемного кольца. Если зазоры превышают указанные значения, нужно заменить кольца или поршни.

14. Измерьте зазоры в замках поршневых колец. Для этого вставьте кольцо в цилиндр и продвиньте поршнем как оправкой, чтобы кольцо встало в цилиндре ровно, без перекосов. Измерьте щупом зазор в замке (разъеме) кольца, он должен быть в пределах 0,3–0,6 мм для компрессионных колец и 0,5–1,0 мм для дисков маслосъемных. Если зазор превышает указанный, замените кольцо. Если зазор меньше, можно опилить концы кольца напильником, зажатым в тиски, перемещая кольцо по напильнику вверх-вниз.

15. Проверьте посадку поршневого пальца в верхней головке шатуна. Зазор между пальцем и втулкой верхней головки шатуна должен быть в пределах 0,0045–0,0095 мм. Пальцы, поршни и шатуны разбиты на четыре размерные группы и промаркированы краской. Палец маркируют на внутренней поверхности с одного конца, шатун — на стержне, поршень — на нижней поверхности одной из бобышек или выбивают римскую цифру на днище поршня.

Слегка смажьте поршневой палец чистым моторным маслом и вставьте в верхнюю головку шатуна. Палец должен входить в головку от усилия руки ровно, без заеданий. Шатун должен проворачиваться на поршневом пальце под действием собственного веса из горизонтального положения. В вертикальном положении палец не должен выдвигаться или выпадать из головки шатуна под действием собственного веса. Поршневой палец и шатун должны быть одной размерной группы или соседних групп.

16. Поршни с поршневыми кольцами, пальцами и шатунами в сборе подбирают по массе. Разница по массе для одного двигателя должна быть не больше 10 г.

17. Осмотрите шатунные вкладыши. Если на них есть задиры, выкрашивания и другие повреждения, замените вкладыши.

18. Установите на шатуны крышки и измерьте диаметр отверстия в нижней головке шатуна. Номинальный диаметр отверстия 60+0,019 мм, предельно допустимый – 60,03 мм. Если измеренный диаметр превышает предельно допустимый, замените шатун с крышкой. Измерьте диаметр отверстия во втулке верхней головки шатуна. Номинальный диаметр отверстия 22+0,007 –0,003 мм, предельно допустимый – 22,01 мм. Если измеренный диаметр превышает предельно допустимый, замените шатун. Размеры шатунно-поршневой группы приведены в табл. 5.3.

Таблица 5.3 Номинальные и предельно допустимые размеры и посадка сопрягаемых деталей шатунно!поршневой группы двигателя ЗМЗ!409.10

*Допуск 0,06 мм разбит на 5 групп (через 0,012 мм)

19. Соберите поршень 4 с шатуном 3. Предварительно нагрейте поршень до температуры 60–80 °С. Затем быстро вставьте шатун в поршень так, чтобы надпись «Перед» на поршне и выступАна шатуне были с одной стороны, и запрессуйте поршневой палец 6

С максимальным натягом 0,0025 мм. Установите стопорные кольца 5. Наденьте с помощью съемника поршневые кольца на поршень.

Вставьте вкладыш 7 в нижнюю головку шатуна — фиксирующий выступ («замок») на вкладыше должен войти в выемку в нижней головке поршня. Вставьте вкладыш 1 в крышку 2 шатуна — фиксирующий выступ («замок») вкладыша должен войти в выемку в крышке. Смажьте цилиндр, поршень 4, шатунную шейку коленчатого вала и вкладыши 1 и 7 чистым моторным маслом. Сориентируйте поршневые кольца так, чтобы замки компрессионных колец были расположены под углом 180° друг к другу, замки дисков маслосъемного кольца — также под углом 180° друг к другу и под 90° к замкам компрессионных колец, замок расширителя маслосъемного кольца — под углом 45° к замку одного из дисков маслосъемного кольца. Поверните коленчатый вал так, чтобы шатунная шейка того цилиндра, в который устанавливают поршень, находилась в НМТ. Вставьте поршень с шатуном в цилиндр так, чтобы надпись «Перед» на бобышке поршня была обращена к передней части двигателя (к приводу распределительных валов).

С помощью специальной оправки обожмите поршневые кольца и легкими ударами рукояткой молотка протолкните поршень в цилиндр, при этом оправка должна быть плотно прижата к блоку, иначе можно сломать поршневые кольца. Продвиньте поршень вниз, чтобы нижняя головка шатуна села на шатунную шейку коленчатого вала, снимите с шатунных болтов обрезки шлангов. Установите крышку 2 шатуна на шатунные болты так, чтобы уступБна крышке шатуна был с той же стороны, что и выступАна нижней головке шатуна; номера цилиндра, выбитые на шатуне и крышке, были расположены с одной стороны, а«замки»вкладышей — друг против друга.

20. Заверните гайки шатунных болтов и затяните их моментом 68–75 Н·м (6,8–7,5 кгс·м).

21. Аналогично установите остальные поршни с шатунами.

22. Несколько раз проверните коленчатый вал, он должен вращаться легко, без заеданий.

23. Установите масляный насос, масляный картер и головку блока цилиндров.

Поршневые кольца заменяйте через 70 000–90 000 км пробега (в зависимости от условий эксплуатации автомобиля).

Поршневые кольца устанавливают по три на каждом поршне: два компрессионных и одно маслосъемное.

Компрессионные кольца отлиты из специального чугуна.

Наружная поверхность верхнего компрессионного кольца покрыта пористым хромом, а поверхность второго компрессионного кольца покрыта оловом, либо имеет фосфатное покрытие темного цвета.

Рис. 1. Установка колец на поршне

На внутренних цилиндрических поверхностях обоих компрессионных колец предусмотрены проточки (рис. 1, а), за счет которых кольца при движении поршня вниз несколько вывертываются, что способствует лучшему удалению излишнего масла с поверхности гильз.

Кольца необходимо устанавливать на поршень проточками вверх, в сторону днища поршня.

Двигатель УМЗ–4218.10 может комплектоваться двумя вариантами исполнения компрессионных колец (рис. 1, б,в).

Один вариант верхнего компрессионного кольца 2 (рис. 1, б) имеет проточку на внутренней цилиндрической поверхности. Кольцо необходимо устанавливать на поршень проточкой вверх.

Другой вариант верхнего компрессионного кольца 2 (рис. 1, в) имеет бочкообразный профиль наружной поверхности, проточка на внутренней цилиндрической поверхности кольца отсутствует.

Положение кольца при установке в канавку поршня безразличное.

Нижнее компрессионное кольцо 3 (рис. 1, б, в) – скребкового типа, на нижней торцевой поверхности имеет кольцевую проточку, которая вместе с конусной наружной поверхностью образует острую нижнюю кромку («скребок»).

Кольцо изготавливается в двух вариантах – с проточкой на внутренней цилиндрической поверхности кольца (рис. 1, б) и без проточки (рис. 1, в).

Кольцо необходимо устанавливать на поршень острой кромкой «скребком» вниз.

Маслосъемное кольцо составное, имеет два кольцевых диска, радиальный и осевой расширители.

Наружная поверхность диска маслосъемных колец покрыта твердым хромом. Замок колец прямой.

Поршневые кольца ремонтных размеров (см. табл. 2) отличаются от колец номинальных размеров только наружным диаметром.

Кольца ремонтного размера можно устанавливать в изношенные цилиндры с ближайшим меньшим ремонтным размером путем подпиливания их стыков до получения зазора в замке 0,3–0,5 мм (0,3–0,65 мм для двигателей мод. 4218).

Рис. 2. Подбор поршневых колец по цилиндру (проверка бокового зазора в стыке кольца)

Проверку бокового зазора в стыке кольца производите, как показано на рис. 2.

К перешлифованным цилиндрам подгоняйте кольца по верхней части, а к изношенным – по нижней части цилиндра (в пределах хода поршневых колец).

При подгонке кольцо устанавливайте в цилиндре в рабочем положении, т.е. в плоскости, перпендикулярной оси цилиндра, для чего продвигайте его в цилиндре при помощи головки поршня.

Плоскости стыков при сжатом кольце должны быть параллельны.

Рис. 3. Снятие и установка поршневых колец

Снимайте и устанавливайте кольца на поршень с помощью приспособления (рис. 3) модели 55–1122.

Рис. 4. Проверка бокового зазора между поршневым кольцом и канавкой поршня

После подгонки колец по цилиндрам проверьте боковой зазор между кольцами и канавками в поршне (рис. 4), который должен быть:

Для верхнего компрессионного кольца 0,050–0,082 мм,

Для нижнего компрессионного – 0,035–0,067 мм.

При больших зазорах замена только поршневых колец не исключит повышенного расхода масла из-за интенсивной перекачки его кольцами в пространство над поршнем. В этом случае одновременно с заменой колец заменяйте и поршни.

Одновременная замена поршневых колец и поршней резко снижает расход масла.

Рис. 5. Очистка канавок поршневых колец от нагара

При замене только поршневых колец без замены поршней удаляйте нагар с днищ поршней, из кольцевых канавок в головке поршня и маслоотводящих отверстий, расположенных в канавках для маслосъемных колец.

Нагар из канавок удаляйте осторожно, чтобы не повредить их боковые поверхности, при помощи приспособления (рис. 5).

Из маслоотводящих отверстий нагар удаляйте сверлом диаметром 3 мм.

При использовании новых или перешлифованных под ремонтный размер гильз цилиндров необходимо, чтобы верхнее компрессионное кольцо имело хромированное покрытие, а остальные кольца были лужеными или фосфатированными.

Если гильза не ремонтируется, а меняются только поршневые кольца, то все они должны быть лужеными или фосфатированными, так как к изношенной гильзе хромированное кольцо прирабатывается очень плохо.

Перед установкой поршней в цилиндры разведите стыки поршневых колец в под углом 120° друг к другу.

После смены поршневых колец в течение 1000 км пробега не превышайте на автомобиле скорости в 45 – 50 км/ч.

8

Ремонт двигателя УАЗ капремонт восстановление переборка

Основанием для разборки и ремонта двигателяявляются:падение мощности двигателя, уменьшение давления масла, резкоеувеличение расхода масла (свыше 450 г на 100 км пробега), дымлениедвигателя, повышенный расход топлива, понижение компрессии в цилиндрах,а также шумы и стуки. При ремонте двигателей необходимо учитывать ихконструктивные особенности. Блок цилиндров двигателя мод. 4218, вотличие от блока двигателей моделей 414, 4178 и 4021.60 с мокрымилегкосъемными гильзами, имеет монолитную конструкцию с залитымигильзами без уплотнений. Гильзы в нем расточены под размер 100 мм(вместо 92 мм). Соответственно увеличены размеры поршней, поршневыхпальцев и колец. Поршни имеют камеру сгорания в днище. Поршневые пальцыимеют увеличенную толщину стенки, шатуны — увеличенную на 7ммдлину. При разборке двигателя тщательно проверяйте возможностьдальнейшего применения каждой его детали. Критерии по оценкевозможности дальнейшего использования деталей приведены в табл. 2.1.
Работоспособность двигателя может быть восстановлена заменой изношенныхдеталей новыми номинального размера или восстановлением изношенныхдеталей и применением сопряженных с ними новых деталей ремонтногоразмера. Для этих целей выпускаются поршни, поршневые кольца, вкладышишатунных и коренных подшипников коленчатого вала, седла впускных ивыпускных клапанов, втулки распределительного вала и ряд других деталейи комплектов ремонтных размеров. Перечень деталей и комплектовноминального и ремонтных размеров приведен в табл. 2.2.
Величины зазоров и натягов в двигателе
Уменьшение или увеличение зазоров против рекомендуемых ухудшает условиясмазки трущихся поверхностей и ускоряет износ. Уменьшение натягов внеподвижных (прессовых) посадках также крайне нежелательно. Для такихдеталей как направляющие втулки и вставные седла выпускных клапановуменьшение натягов ухудшает передачу тепла от этих деталей к стенкамголовки блока цилиндров. При ремонте двигателя пользуйтесь даннымитабл. 2.3. (и табл. 2.3. часть 2)
Снятие и установка двигателя на автомобилях семействаУАЗ-31512
Перед снятием двигателя с автомобиля, установленного на смотровойканаве, выполните следующее: 1. Слейте жидкость из системы охлаждения имасло из картера двигателя. 2. Снимите воздушный фильтр. 3. Отсоединитеот двигателя приемную трубу глушителя. 4. Отсоедините от двигателяшланги системы охлаждения, отопителя и масляного радиатора. 5.Отсоедините и снимите радиатор системы охлаждения. 6. Отсоедините откарбюратора тяги привода воздушной и дроссельной заслонок. 7.Отсоедините от двигателя все электропровода. 8.Отсоедините от картерасцепления рабочий цилиндр привода выключения сцепления и соединительнуютягу. 9. Снимите болты крепления подушек передних опор двигателя вместес нижними подушками опор.

Рис. 2.41. Снятие двигателя с автомобиля

10. Установите специальную скобу на вторую и четвертую шпильки головкиблока (рис. 2.41), считая от переднего торца блока. 11. Приподнявдвигатель подъемником, отсоедините коробку передач от двигателя. 12.Поднимите двигатель и снимите его с автомобиля, при этом коробкапередач с раздаточной коробкой останутся на раме автомобиля. Установкудвигателя на автомобиль производите в обратной последовательности.Двигатель можно снимать, опуская его вниз вместе с коробкой передач ираздаточной коробкой, при этом необходимо снять поперечину. Этот способзначительно сложнее первого.
Особенности снятия и установки двигателя на автомобилях УАЗ вагоннойкомпоновки
Для снятия двигателя необходимо: 1. Выполните указания пп.1-10раздела «Снятие и установка двигателя на автомобиляхсемействаУАЗ-31512». 2. Снимите сиденья и крышку капота. 3.Откройтелюк в крыше кабины, пропустите через него крюк с тросом (цепью)подъемного механизма и зацепите крюк за скобу. 4. Приподнимитенесколько двигатель и отсоедините его от коробки передач. 5. Дляоблегчения снятия двигателя установите в дверной проем доску, котораябы не прогибалась под весом двигателя. 6. Поднимите подъемныммеханизмом в проем капота двигатель и, соблюдая осторожность, выньтеего через дверной проем по доске. Установку двигателя производите вобратной последовательности.

Разборкаи сборка двигателя

Перед разборкой тщательно очиститедвигатель от грязи и масла.Разбирайте и собирайте двигатель на поворотном стенде с помощью наборовинструмента, например, моделей 2216-Б и 2216-МГАРО, атакже специального инструмента и приспособлений, указанных в приложении2. При индивидуальном методе ремонта двигателя детали, пригодные кдальнейшей работе, устанавливайте на прежние места, где ониприработались. Для обеспечения этого поршни, поршневые кольца, шатуны,поршневые пальцы, вкладыши, клапаны, штанги, коромысла и толкатели приснятии маркируйте любым способом, не вызывающим порчи (кернением,надписыванием, краской, прикреплением бирок и т.п.). При любом видеремонта нельзя раскомплектовывать крышки шатунов с шатунами,переставлять картер сцепления и крышки коренных подшипников с одногодвигателя на другой или менять местами крышки средних коренныхподшипников в одном блоке, так как эти детали обрабатываются совместно.При замене картера сцепления проверьте соосность отверстия, служащегодля центрирования коробки передач, с осью коленчатого вала, а такжеперпендикулярность заднего торца картера сцепления относительно осиколенчатого вала. При проверке стойку индикатора закрепите на фланцеколенчатого вала. Сцепление при этом должно быть снято. Биениеотверстия и торца картера не должно превышать 0,08 мм. После разборкидвигателя детали тщательно обезжирьте, очистите от нагара и смолистыхотложений. Удаление нагара с поршней, впускных клапанов и камерсгорания производите механическим или химическим способом. Химическийспособ удаления нагара заключается в выдерживании деталей в ванне сраствором, подогретым до 80-95°С, в течение2-3 часов.Для очистки алюминиевых деталей применяйте следующий состав раствора (вг на 1 л воды): Сода кальцинированная(Na2CO3)…..18,5 Мылохозяйственное или зеленое…..10 Жидкое стекло (Na2SiO3)…..8,5 Дляочистки стальных деталей применяйте следующий состав раствора (в г на 1л воды): Сода каустическая (NaOH)…..25 Сода кальцинированная(Na2CO3)…..33 Мыло хозяйственное или зеленое…..3,5 Жидкое стекло(Na2SiO3)…..1,5
После очистки детали промойте горячей (80-90°С) водойиобдуйте сжатым воздухом. Не промывайте детали из алюминиевых и цинковыхсплавов в растворах, содержащих щелочь (NaOH). При сборке двигателясоблюдайте следующее: 1. Протрите и продуйте детали сжатым воздухом, авсе трущиеся поверхности смажьте моторным маслом. 2. Резьбовые детали(шпильки, пробки, штуцеры), если они вывертывались или были заменены впроцессе ремонта, устанавливайте на сурике. 3. Неразъемные соединения(например, заглушку блока цилиндров) устанавливайте на нитролаке. 4.Болты и гайки затягивайте динамометрическим ключом, момент затяжки,Н·м (кгс·м): Гайки шпилек крепления головки блокацилиндров…..71,6-76,5(7,3-7,8) Гайки болтовшатуна…..66,7-73,5 (6,8-7,5) Гайки шпилеккреплениякрышек коренных подшипников коленчатого вала…..122,6-133,4(12,5-13,6) Гайки болтов крепления маховика к коленчатомувалу…..74,5-81,4 (7,6-8,3)

Ремонтблока цилиндров

Сопряжение изнашивающихся деталей осуществлено, восновном, сменными деталями, что позволяет ремонтировать блок цилиндровперешлифовкой или заменой гильз, заменой изношенных втулокраспределительного вала полуобработанными с последующей обработкой ихпод требуемый размер, заменой вкладышей коренных подшипниковколенчатого вала. Восстановление работоспособности пары отверстие блокацилиндров-толкатель из-за незначительного их износа сводится к заменетолкателей.

Ремонти замена гильз блока цилиндров


Рис. 2.42. Съемник для выпpессовки гильзы из блока цилиндpов: 1- съемник; 2 -гильза; 3 — блок цилиндpов

Максимально допустимым износом гильз цилиндров следует считатьувеличение зазора между гильзой и юбкой поршня до 0,3 мм. При наличиитакого износа выпрессуйте гильзу из блока цилиндров с помощью съемника1 (рис. 2.42) и расточите до ближайшего ремонтного размерапоршняс допуском на обработку +0,06 мм. Не зажимайте при обработке гильзу вкулачковый патрон, так как это повлечет деформацию гильзы и искажениеее размеров. Закрепите гильзу в приспособлении, представляющем собойвтулку с посадочными поясками диаметром 100 и 108 мм. Гильзу вставьтево втулку до упора в верхний буртик, который зажмите накладным кольцомв осевом направлении. После обработки зеркало цилиндра гильзы должноиметь следующие отклонения: 1. Овальность и конусность не более 0,01мм, причем большее основание конуса должно располагаться в нижней частигильзы. 2. Бочкообразность и корсетность — не более 0,08 мм.3.Биение зеркала цилиндра относительно посадочных поясков диаметром 100 и108 мм не более 0,01 мм.


Рис. 2.43. Замеp выступания гильзы над плоскостью блока

После запрессовки гильзы в блок цилиндров проверьте величину выступанияверхнего торца гильзы над верхней плоскостью блока (рис. 2.43).Величина выступания должна быть 0,005-0,055 мм. Принедостаточномвыступании (менее 0,005 мм) прокладка головки блока может быть пробита;кроме того, в камеру сгорания неизбежно попадет охлаждающая жидкостьиз-за недостаточного уплотнения верхнего пояска гильзы с блокомцилиндров. При проверке величины выступания торца гильзы над блокомнеобходимо снять с гильзы резиновое уплотнительное кольцо.


Рис. 2.44. Пpижим для гильз: 1 -гайка; 2 — шайба; 3- втулка

Чтобы гильзы не выпадали из гнезд в блоке при ремонте, закрепите их припомощи шайб 2 и втулок 3, надеваемых на шпильки крепления головки блокацилиндров, как показано на рис. 2.44. Гильзы цилиндров, расточенные подтретий ремонтный размер поршня, после износа замените новыми.
Ремонт головки блока цилиндров
К основным дефектам головки блока цилиндров, которые можно устранитьремонтом, относятся: коробление плоскости прилегания к блоку цилиндров,износ седел и направляющих втулок клапанов. Непрямолинейность плоскостиголовки, соприкасающейся с блоком, при проверке ее на контрольной плитещупом не должна быть более 0,05 мм. Незначительное коробление головки(до 0,3 мм) устраняйте шабровкой плоскости по краске. При короблениях,превышающих 0,3 мм, головку необходимо шлифовать.

Замена поршневых колец

Поршневые кольца заменяйтечерез 70000-90 000 км пробега (в зависимости от условий эксплуатацииавтомобиля). Поршневые кольца устанавливают по три на каждом поршне:два компрессионных и одно маслосъемное. Компрессионные кольца отлиты изспециального чугуна. Наружная поверхность верхнего компрессионногокольца покрыта пористым хромом, а поверхность второго компрессионногокольца покрыта оловом, либо имеет фосфатное покрытие темного цвета.


Рис. 2.45. Установка колец на поршне: а — поршень с кольцамидвигателя УМЗ-4178.10; б, в -поршень с кольцамидвигателяУМЗ-4218.10; 1 — поршень; 2 -верхнее компрессионноекольцо;3 — нижнее компрессионное кольцо; 4 — кольцевыедиски; 5- осевой расширитель; 6 — радиальный расширитель

На внутренних цилиндрических поверхностях обоих компрессионных колецпредусмотрены проточки (
рис. 2.45, а), за счет которых кольца при движении поршня внизнесколько вывертываются, что способствует лучшему удалению излишнегомасла с поверхности гильз. Кольца необходимо устанавливать на поршеньпроточками вверх, в сторону днища поршня. ДвигательУМЗ-4218.10может комплектоваться двумя вариантами исполнения компрессионных колец(рис. 2.45, б,в). Один вариант верхнего компрессионного кольца 2 (рис.2.45, б) имеет проточку на внутренней цилиндрической поверхности.Кольцо необходимо устанавливать на поршень проточкой вверх. Другойвариант верхнего компрессионного кольца 2 (рис. 2.45, в) имеетбочкообразный профиль наружной поверхности, проточка на внутреннейцилиндрической поверхности кольца отсутствует. Положение кольца приустановке в канавку поршня безразличное. Нижнее компрессионное кольцо 3(рис. 2.45, б,в) — скребкового типа, на нижней торцевойповерхности имеет кольцевую проточку, которая вместе с конуснойнаружной поверхностью образует острую нижнюю кромку(«скребок»). Кольцо изготавливается в двухвариантах- с проточкой на внутренней цилиндрической поверхности кольца(рис. 2.45, б) и без проточки (рис. 2.45, в). Кольцо необходимоустанавливать на поршень острой кромкой «скребком»вниз.Маслосъемное кольцо составное, имеет два кольцевых диска, радиальный иосевой расширители. Наружная поверхность диска маслосъемных колецпокрыта твердым хромом. Замок колец прямой. Поршневые кольца ремонтныхразмеров (см. табл. 2.2) отличаются от колец номинальных размеровтолько наружным диаметром. Кольца ремонтного размера можноустанавливать в изношенные цилиндры с ближайшим меньшим ремонт-нымразмером путем подпиливания их стыков до получения зазора в замке0,3-0,5 мм (0,3-0,65 мм для двигателей мод. 4218).


Рис. 2.46. Подбоp поpшневых колец по цилиндpу (пpовеpка бокового зазоpав стыке кольца)

Проверку бокового зазора в стыке кольца производите, как показано нарис. 2.46. К перешлифованным цилиндрам подгоняйте кольца по верхнейчасти, а к изношенным — по нижней части цилиндра (в пределахходапоршневых колец). При подгонке кольцо устанавливайте в цилиндре врабочем положении, т.е. в плоскости, перпендикулярной оси цилиндра, длячего продвигайте его в цилиндре при помощи головки поршня. Плоскостистыков при сжатом кольце должны быть параллельны.


Рис. 2.47. Снятие и установка поpшневых колец

Снимайте и устанавливайте кольца на поршень с помощью приспособления(рис. 2.47) модели 55-1122.


Рис. 2.48. Пpовеpка бокового зазоpа между поpшневым кольцом и канавкойпоpшня

После подгонки колец по цилинд-рам проверьте боковой зазор междукольцами и канавками в поршне (рис. 2.48), который должен быть: дляверхнего компрессионного кольца 0,050-0,082 мм, для нижнегокомпрессионного — 0,035-0,067 мм. При большихзазорахзамена только поршневых колец не исключит повышенного расхода маслаиз-за интенсивной перекачки его кольцами в пространство над поршнем. Вэтом случае одновременно с заменой колец заменяйте и поршни (см. главу«Замена поршней»). Одновременная замена поршневыхколец ипоршней резко снижает расход масла.


Рис. 2.49. Очистка канавок поршневых колец от нагара

При замене только поршневых колец без замены поршней удаляйте нагар сднищ поршней, из кольцевых канавок в головке поршня и маслоотводящихотверстий, расположенных в канавках для маслосъемных колец. Нагар изканавок удаляйте осторожно, чтобы не повредить их боковые поверхности,при помощи приспособления (рис. 2.49). Из маслоотводящих отверстийнагар удаляйте сверлом диаметром 3 мм. При использовании новых илиперешлифованных под ремонтный размер гильз цилиндров необходимо, чтобыверхнее компрессионное кольцо имело хромированное покрытие, а остальныекольца были лужеными или фосфатированными. Если гильза неремонтируется, а меняются только поршневые кольца, то все они должныбыть лужеными или фосфатированными, так как к изношенной гильзехромированное кольцо прирабатывается очень плохо. Перед установкойпоршней в цилиндры разведите стыки поршневых колец в под углом120°друг к другу. После смены поршневых колец в течение 1000 км пробега непревышайте на автомобиле скорости в 45- 50 км/ч.

Замена поршней УАЗ

Замену поршней производитепри износеканавки верхнего поршневого кольца или юбки поршня. В частичноизношенные цилиндры устанавливайте поршни того же размера (номинальногоили ремонтного), какой имели поршни, ранее работавшие в данномдвигателе. Однако желательно подобрать комплект большего размерапоршней для уменьшения зазора между юбкой поршня и зеркалом цилиндра. Вэтом случае зазор между юбкой поршня и зеркалом цилиндра проверьте внижней, наименее изношенной части цилиндра. Не допускайте уменьшениязазора в этой части цилиндра менее 0,02 мм. В запасные частипоставляются поршни вместе с подобранными к ним поршневыми пальцами истопорными кольцами (см. табл. 2.2). Для подбора поршни номинальногоразмера сортируют по наружному диаметру юбки. На днищах поршней выбитыбуквенные обозначения размерной группы, которые указаны в табл. 2.4.
На поршнях ремонтных размеров выбивается также величина их диаметра.Кроме подбора поршней к гильзам цилиндра по диаметру юбки, их подбираюттакже по весу.
Разница в весе между самым легким и самым тяжелым поршнем для одногодвигателя не должна превышать 4 г. При сборке поршни устанавливайте вгильзы той же группы.


Рис. 2.50. Пpиспособление для установки поpшня с кольцами в цилиндp

Поршни в цилиндры устанавливайте с помощью приспособления модели59-85, показанного на рис. 2.50. При установке поршней вцилиндрыметка «перед», отлитая на поршне, должна бытьобращена кпередней части двигателя, на поршне с разрезной юбкой метка«назад» — в сторону картера сцепления. Навсехпоршнях ремонтных размеров отверстия в бобышках под поршневой палецделаются номинального размера с разбивкой на группы. При необходимостиэти отверстия растачиваются или развертываются до ближайшего ремонтногоразмера с допуском -0,005 -0,015 мм. Конусность иовальность отверстия — не более 0,0025 мм. При обработкеобеспечьте перпендикулярность оси отверстия к оси поршня, допускаемоеотклонение — не более 0,04 мм на длине 100 мм.
Ремонт шатунов
Ремонт шатунов сводится к замене втулки верхней головки и последующейобработке ее под поршневой палец номинального размера или к обработкеимеющейся в шатуне втулки под палец ремонтного размера. В запасныечасти поставляются втулки одного размера, изготовленные из бронзовойленты ОЦС4-4-2,5 толщиной 1 мм. При запрессовкеновойвтулки в шатун обеспечьте совпадение отверстия во втулке с отверстием вверхней головке шатуна. Отверстия служат для подачи смазки к поршневомупальцу. После запрессовки втулки уплотните ее внутреннюю поверхностьгладкой брошью до диаметра 24,3+0,045 мм, а затем разверните илирасточите под номинальный или ремонтный размер с допуском +0,007-0,003 мм. Например, втулку разверните или расточите подпалецноминального размера до диаметра 25 +0,007 -0,003 мм или подпалец ремонтного размера до диаметра 25,20 +0,07 -0,003 мм.Расстояние между осями отверстий нижней и верхней головок шатуна должнобыть (168±0,05) мм [(175±0,05) мм для двигателеймодели4218]; допустимая непараллельность осей в двух взаимно перпендикулярныхплоскостях на длине 100 мм должна быть не более 0,04 мм; овальность иконусность не должны превышать 0,005 мм. Чтобы выдержать указанныеразмеры и допуски, разверните втулку верхней головки шатуна вкондукторе.


Рис. 2.51. Доводка отвеpстия в веpхней головке шатуна: 1-деpжавка; 2 — шлифовальная головка; 3 -зажим

После развертывания производите доводку отверстия на специальнойшлифовальной головке, держа шатун в руках (рис. 2.51). Шлифовальныебруски головки установите микрометрическим винтом на требуемыйремонтный размер. Шатуны, отверстия под вкладыши в нижней головкекоторых имеют овальность более 0,05 мм, подлежат замене.
Замена и ремонт поршневых пальцев
Ремонтные размеры поршневых пальцев и номера комплектов приведены втабл. 2.2.
Для замены поршневых пальцев без предварительной обработки отверстий впоршне и в верхней головке шатуна применяются поршневые пальцы,увеличенные по диаметру на 0,08 мм. Применение пальцев, увеличенных на0,12 мм и 0,20 мм, требует предварительной обработки отверстий вбобышках поршня и в верхней головке шатуна как описано выше (см. главы«Замена поршней» и «Ремонтшатунов»).


Рис. 2.52. Снятие стопоpного кольца поpшневого пальца


Рис. 2.53. Пpиспособление для выпpессовки и запpессовки поpшневогопальца: 1 -напpавляющая; 2 — палец; 3-плунжеp

Перед выпрессовкой поршневого пальца извлеките из поршня стопорныекольца поршневого пальца плоскогубцами, как показано на рис. 2.52.Выпрессовку и запрессовку пальца производите на приспособлении, какпоказано на рис. 2.53. Перед выпрессовкой пальца нагрейте поршень вгорячей воде до 70°С. Ремонт поршневых пальцев состоит вперешлифовке их с больших ремонтных размеров на меньшие или вхромировании с последующей обработкой под номинальный или ремонтныйразмер. Пальцы, имеющие изломы, выкрашивания и трещины любого размера ирасположения, а также следы перегрева (цвета побежалости) ремонту неподлежат.

Сборкашатунно-поршневой группы


Поршневой палец к верхней головке шатуна подбирайте с зазором0,0045- 0,0095 мм. При нормальной комнатной температуре палецдолжен плавно перемещаться в отверстии верхней головки шатуна от усилиябольшого пальца руки (рис. 2.54). Поршневой палец при этом должен бытьслегка смазан маловязким маслом. Палец устанавливайте в поршень снатягом 0,0025-0,0075 мм. Практически поршневой палецподбираетсятаким образом, чтобы при нормальной комнатной температуре(20°С) онне входил бы в поршень от усилия руки, а при нагревании поршня вгорячей воде до температуры 70°С входил бы в него свободно.Поэтомуперед сборкой поршень нагрейте в горячей воде до 70°С.Запрессовкапальца без предварительного подогрева поршня приведет к порчеповерхности отверстий в бобышках поршня, а также к деформации самогопоршня. Сборку шатунно-поршневой группы производите на том жеприспособлении, что и разборку (см. рис. 2.53). Для обеспеченияправильной балансировки двигателя разница в весе установленых вдвигатель поршней в сборе с шатунами не должна превышать 8 г. Стопорныекольца поршневого пальца должны сидеть в своих канавках с небольшимнатягом. Не применяйте кольца, бывшие в употреблении. Поршневые кольцаустанавливайте на поршень, как указано в главе «Заменапоршневыхколец». Учитывая сложность подбора поршневого пальца к поршнюишатуну (для обеспечения номинальных посадок), поршни поставляются взапчасти в сборе с поршневым пальцем, стопорными и поршневыми кольцами.

Все детали шатунно-поршневой группы делятся на категории и подбираются индивидуально друг к другу.

Группа допуска, обозначенная буквой и выбитая на днище поршня,…

…должна совпадать с группой, указанной на гильзе цилиндра.


Значения диаметров отверстий в бобышках поршня, головке шатуна и наружных диаметров поршневого пальца делятся на группы, и обозначаются краской.

На поршневом пальце группа обозначена краской, нанесенной на его торце или внутренней поверхности. Она должна совпадать с группой,…

…указанной на бобышке поршня.


На шатуне группа отверстия под поршневой палец также обозначается краской. Она должна либо совпадать, либо быть соседней с пальцем группы.
Правильность подбора шатуна и поршневого пальца проверяем следующим способом.

Смазанный моторным маслом палец должен перемещаться в головке шатуна под усилием большого пальца руки, но не выпадать из втулки.

На боковой поверхности нижней головки шатуна и крышке нанесен порядковый номер цилиндра, в котором он был установлен.

Номера на крышке шатуна и на самом шатуне должны совпадать и находиться с одной стороны.


Поставляемые в запасные части шатуны такой маркировки не имеют, поэтому, перед тем как разбирать их, сделайте маркировку шатунов и крышек аналогично заводским, чтобы не перевернуть и не перепутать крышки при сборке.
Нагреваем поршень до температуры 60-80 °C. Допускается нагревать поршень в горячей воде.
Вводим головку шатуна между бобышками поршня…

…и молотком через оправку или приспособлением запрессовываем смазанный моторным маслом поршневой палец.

Фиксируем поршневой палец с обеих сторон стопорными кольцами.

ВНИМАНИЕ
Выступ на крышке шатуна должен находиться с той же стороны, что и надпись…

ВНИМАНИЕ
…«ПЕРЕД» на поршне.

Посадочные места гильз тщательно очищаем от накипи и коррозии.
Уплотнительные медные шайбы гильз цилиндров заменяем новыми.

Гильзы запрессовываем легкими ударами молотка через деревянный брусок.

Набором щупов проверяем выступание гильзы над плоскостью блока, которое должно быть 0,02-0,10 мм.


Подбираем поршневые кольца к цилиндрам.

Поочередно устанавливаем кольца в цилиндр на глубину 20-30 мм и щупом измеряем зазоры. Компрессионные кольца должны иметь зазор в замке 0,3-0,6 мм, маслосъемные — 0,3-1,0 мм.


Если замена поршней не предполагается, проверяем ширину канавок при помощи новых поршневых колец.

Зазор проверяем в нескольких точках по окружности поршня. Величина бокового зазора для компрессионных колец должна быть 0,050-0,082 мм, для сборного маслосъемного кольца 0,135-0,335 мм.


В изношенные цилиндры можно установить кольца ближайшего ремонтного размера и при необходимости, подпилить торцы для получения зазора 0,3 мм.
Надеваем кольца на поршень, начиная с маслосъемного кольца.

Раскрыв замок расширителя маслосъемного кольца, устанавливаем его в нижнюю канавку кольца, после чего сводим концы расширителя.

Надеваем на расширитель маслосъемное кольцо…

…надписью к днищу поршня.


Угол между замками расширителя и кольца — 45 градусов.

Устанавливаем нижнее компрессионное кольцо…

…надписью и фаской с внутренней стороны кольца к днищу поршня.

Устанавливаем верхнее компрессионное кольцо.

Размерные группы пальцев, поршней и шатунов

И перед сборкой надо произвести подборку поршней к цилиндрам двигателя ЗМЗ-40906. Поршни по наружному диаметру юбки и цилиндры по внутреннему диаметру сортируются на пять размерных групп. Поршни маркируются буквами на днище. Буква обозначения размерной группы диаметра цилиндра наносится краской на заглушках на левой стороне блока цилиндров.

На двигатель ЗМЗ-40906 после ремонта могут устанавливаться поршни номинального диаметра 95,5 мм и первого ремонтного размера 96,0 мм (имеют маркировку «АР»). Поршни могут сортироваться на 2 группы по массе. Группа более тяжелых поршней имеет маркировку на днище. В двигатель ЗМЗ-40906 должны устанавливаться поршни одной группы по массе. Поршни к цилиндрам должны быть подобраны группа в группу, в соответствии с таблицей ниже.

* — Ранее группы обозначались буквами русского алфавита – «А», «Б», «В», «Г», «Д» соответственно.

Допускается подбор поршней к , в том числе к работавшим цилиндрам без их обработки, из соседних групп при прохождении поршнем нижеприведенной проверки. Рекомендуется проверить пригодность поршня для работы в цилиндре, как указано ниже.

Проверка пригодности поршня для работы в цилиндре двигателя ЗМЗ-40906.

1. Поршень в перевернутом положении под действием собственной массы или под действием легких толчков пальцев руки должен медленно опускаться по цилиндру.
2. Замерить усилие протягивания динамометром ленты-щупа толщиной 0,05 мм и шириной 10 мм, опущенного на глубину 35 мм между стенкой цилиндра и вставленным в него в перевернутом положении поршнем. Нижний край юбки поршня должен быть углублен на 10 мм относительно верхнего торца блока.

Ленту–щуп размещать в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, то есть по наибольшему диаметру поршня. Усилие при протягивании ленты-щупа должно быть 29-39 Н (3-4 кгс) для новых цилиндров и поршней. Замеры цилиндров, поршней и протяжку поршней производить при температуре деталей плюс 20+-3 градуса.

Подборка пальцев к поршням и шатунам и сборка поршней с шатунами и пальцами.

Поршни по диаметру отверстия под палец сортируются на 2 размерные группы и маркируются римской цифрой на днище. Шатуны по диаметру отверстия втулки под палец сортируются на 4 размерные группы и маркируются краской на стержне в зоне поршневой головки. Поршневые пальцы по наружному диаметру могут сортироваться на 5 размерных групп, которые маркируются краской или латинскими буквами на торце, и на 2 размерные группы, которые маркируются римской цифрой на торце.

Поршневые пальцы с разбивкой на 5 размерных групп и с разбивкой на 2 размерные группы должны быть подобраны к поршням и шатунам отдельно в соответствии с таблицами ниже.

Шатуны в сборе с крышкой по массе сортируются на четыре группы и маркируются краской на крышке шатуна. Цвет маркировки:

– Белый – соответствует массе шатуна 900-905 г.
– Зеленый – 895-900 г.
– Желтый – 890-895 г.
– Голубой – 885-890 г.

Для установки в двигатель ЗМЗ-40906 следует брать шатуны одной группы по массе. Разница массы устанавливаемых в двигатель узлов (поршень с шатуном) не должна превышать 22 грамма. Перед сборкой смазать поршневой палец , применяемым на двигателе, и вставить в отверстия поршня и шатуна. Шатуны и поршни при сборке с поршневым пальцем должны быть сориентированы следующим образом: надпись «FRONT» или «ПЕРЕД» на поршне, выступ А на кривошипной головке шатуна должны быть направлены в одну сторону.

Очистить днища поршней и канавки для поршневых колец от нагара. Замерить щупом боковой зазор между компрессионными кольцами и стенкой поршневой канавки. Для изношенных колец и поршней допускается максимальный зазор не более 0,15 мм. Больший зазор приведет к увеличенному угару масла за счет «насосного» действия колец. Заменить, при необходимости, изношенное кольцо или поршень.

Надеть с помощью приспособления поршневые кольца на поршень. Нижнее компрессионное кольцо устанавливать надписью «TOP» (верх) или маркировкой товарного знака предприятия-изготовителя в сторону днища (верха) поршня. Кольца в канавках должны свободно перемещаться.

Вставить поршни в цилиндры следующим образом.

– Сориентировать поршень с шатуном таким образом, чтобы надпись «FRONT» или «ПЕРЕД» на поршне была обращена в сторону переднего торца блока цилиндров.
– Протереть салфеткой постели шатунов и их крышек, протереть и вставить в них вкладыши.
– Повернуть вал так, чтобы кривошипы первого и четвертого цилиндров заняли положение, соответствующее НМТ.
– Смазать вкладыши, поршень, шатунную шейку вала и первый цилиндр чистым маслом, применяемым для двигателя.
— Развести замки поршневых колец, замки компрессионных колец сместить на 180 градусов друг относительно друга, замки кольцевых дисковых элементов маслосъемного кольца установить один к другому под углом 180 градусов и под углом 90 градусов к замкам компрессионных колец. Замок пружинного расширителя установить под углом 45 градусов к замку одного из кольцевых дисковых элементов.
– С помощью специальной оправки с внутренней конусной поверхностью сжать кольца и вставить поршень в цилиндр.

Перед установкой поршня в блок двигателя ЗМЗ-40906 следует еще раз проверить правильность положения поршня и шатуна в цилиндре. Подтянуть шатун за кривошипную головку к шатунной шейке и надеть крышку шатуна. Крышка шатуна на шатун должна быть установлена так, чтобы уступ Б на крышке шатуна и выступ А на кривошипной головке или пазы под вкладыши располагались с одной стороны.

Завернуть гайки болтов шатунов динамометрическим ключом моментом 68-75 Нм (6,8-7,5 кгсм). В таком же порядке вставить поршень с шатуном четвертого цилиндра. Повернуть коленчатый вал на 180 градусов и вставить поршни с шатунами второго и третьего цилиндров. Повернуть несколько раз коленчатый вал, который должен вращаться легко от небольшого усилия.

avtomtk.ru Всё для ремонта и покраски автомобиля.
Яндекс.Метрика
Для любых предложений по сайту: [email protected]