Шины a t m. Шины АТ и МТ: в чем разница и что лучше
На автомобильном рынке активно развивается линейка среднетоннажных машин с высоким дорожным просветом и подключаемым полным приводом. В одном случае мы говорим – это кроссовер, во втором – внедорожник. В чем их главное отличие? В основном, в шинах.
Виды шин для внедорожников
Содержание страницы
- 1 Виды шин для внедорожников
- 2 Характеристики шин МТ
- 3 Шины МТ на зимних дорогах
- 4 Особенности эксплуатации различных моделей шин МТ
- 5 Южнокорейские шины Ханкук МТ модели Динапро выпускаются под диски R15, R16, R17, R18, R20 и R22. Высота профиля и ширина протектора комбинируются и достигают 10 видов для диска диаметром 16J. Только для больших дисков выбор ограничен – для R22 завод изготовитель выпускает два вида покрышек. Такое разнообразие выбора закрывает практически весь ряд внедорожных автомобилей. Модель новая, но быстро набирает популярность. В России покрышки доступны в размерах: диски – 15-18 дюймов; высота профиля – 60-85 мм; ширина – 215-325. Нива на покрышках Ханкук Динапро MT RT03 235/85/16 во время езды по бездорожью показала много плюсов и мало минусов. К положительным сторонам покрышки относятся: безопасные ходовые качества на асфальте; уверенный, без пробуксовки, старт; повышенная сопротивляемость проколам и механическим повреждениям; усиленная боковина; уверенное прохождение сложных участков дороги; адекватная цена. К минусам можно отнести: большой вес шины, что ведет к значительному перерасходу топлива; быстрое «замыливание» на глинистых участках; плохое прохождение торфяников (заболоченных дорог). Шины Максис МТ
Покрышки для внедорожников представляют собой особый вид шин, способный преодолевать труднопроходимые грунтовые дороги. От легковых шин они отличаются конструкцией, грузоподъемностью, максимальными скоростями, давлением и дизайном.
В зависимости от условий эксплуатации их делят на III категории.
- Шины для поездок в городских условиях. Их эксплуатационные характеристики близки шинам для легковых автомобилей. В каталогах имеют обозначение HP (High Performance).
- Покрышки премиум-класса, в котором производители постоянно ищут золотую середину между комфортным передвижением по асфальту и высокой проходимостью по бездорожью. Здесь можно выделить два подвида:
- HT (Half Terrain), с соотношением 20% грязь и 80% асфальт;
- AT (All Terrain) – универсальные для любых дорог (50% грязь/50% твердое покрытие).
- Классические шины для внедорожников, предназначенные для преодоления грунтовых дорог любой сложности. Имеют обозначение MT (Mud Terrain) («mud» переводится с английского, как грязь).
Характеристики шин МТ
Шины МТ для внедорожников легко определить среди всех видов и типов резины для автомобилей по протектору. Он глубокий, грубый, имеет боковые грунтозацепы. Расстояние между элементами рисунка (зубцами) очень большое, что позволяет колесу самоочищаться, не «замыливаться», во время движения. С одинаковой эффективностью выводятся из-под колеса:
- песок;
- влажная глина;
- грязь;
- снег.
Разный размер грунтозацепов позволяет шине легко находить сцепление с грунтом на любых типах дорог. В жидкой грязи такие колеса работают по принципу гребного колеса первых пароходов – они не едут, в прямом смысле слова, а гребут грунтозацепами.
Производят такие шины в основном из жесткого типа резины, что в совокупности со специфическим протектором, сильно усложняют движение по асфальту. Сразу возникают проблемы:
- падает коэффициент сцепления с дорогой;
- снижается управляемость;
- появляется склонность к опрокидыванию на поворотах;
- возрастает тормозной путь;
- повышается расход топлива;
- резко растет износ протектора;
- увеличивается уровень шума.
Рисунок протектора не приспособлен для асфальтовых дорог. Редкое размещение его элементов делает пятно контакта шины с дорожным покрытием минимальным. Отсюда шум, заносы, отказ слушаться руля, повышенный износ шины. Такое колесо не катится, а перекачивается через выступы протектора, в результате чего растет потребление топлива, до 30%.
Высокий профиль покрышки имеет тенденцию на поворотах «подламываться», что чревато съездом в кювет или опрокидыванием.
У шин МТ низкий индекс скорости – 120 км/час. Производство отдельных моделей этого вида покрышек из более мягкой резины, позволило увеличить его до 160 км/ч. Однако у таких шин падает проходимость, и появляется проблема боковин. При высоких нагрузках они склонны к разрушению.
Шины МТ на зимних дорогах
Зимой у шин МТ есть особенности, которые необходимо учитывать во время эксплуатации.
Покрышки МТ с маркировкой «М+S» или «M&S» не подходят для российских дорог из-за суровой зимы. Состав резины, из которой они изготовлены, уже при морозе –5-10 градусов по С и ниже, становится настолько жестким, что покрышка напоминает пластик, со всеми вытекающими последствиями. В принципе, это летняя резина. Не должно вводить в заблуждение и наличие гнезд под шипы.
Только наличие на боковине покрышки значка в виде 3 горных вершин со снежинкой внутри гарантирует надежную работу колеса при любом морозе.
Поведение внедорожника в шинах МТ на льду (открытый водоем, обледенелая проселочная дорога или гололед на асфальте) подобно шайбе. Получив единожды импульс для движения, он продолжит путь прямолинейно, пока не встретит препятствие или не остановится. Затормозить или повернуть не получится. Водителям не следует забывать об этом.
Постояв несколько часов на морозе шины МТ, под весом машины, теряют форму правильной окружности. В результате первые несколько километров, пока колеса не прогреются, будет ощущение образовавшейся «грыжи» (булки) на протекторе. Такой специфики при эксплуатации шин зимой не стоит бояться. Даже при максимальном давлении в шине этот эффект наблюдается.
Особенности эксплуатации различных моделей шин МТ
В продаже грязевые покрышки можно встретить на любой вкус, как по эксплуатационным характеристикам, так и по цене. Однако не все из них соответствуют заявленным параметрам. Негативные отзывы владельцев по некоторым моделям, яркое тому подтверждение.
Южнокорейские шины Ханкук МТ модели Динапро выпускаются под диски R15, R16, R17, R18, R20 и R22.
Высота профиля и ширина протектора комбинируются и достигают 10 видов для диска диаметром 16J. Только для больших дисков выбор ограничен – для R22 завод изготовитель выпускает два вида покрышек.
Такое разнообразие выбора закрывает практически весь ряд внедорожных автомобилей. Модель новая, но быстро набирает популярность.
В России покрышки доступны в размерах:
- диски – 15-18 дюймов;
- высота профиля – 60-85 мм;
- ширина – 215-325.
Нива на покрышках Ханкук Динапро MT RT03 235/85/16 во время езды по бездорожью показала много плюсов и мало минусов.
К положительным сторонам покрышки относятся:
- безопасные ходовые качества на асфальте;
- уверенный, без пробуксовки, старт;
- повышенная сопротивляемость проколам и механическим повреждениям;
- усиленная боковина;
- уверенное прохождение сложных участков дороги;
- адекватная цена.
К минусам можно отнести:
- большой вес шины, что ведет к значительному перерасходу топлива;
- быстрое «замыливание» на глинистых участках;
- плохое прохождение торфяников (заболоченных дорог).
Шины Максис МТ
Нераскрученная тайваньская фирма Maxxis производит грязевые шины Максис MT 762 Bighorn не уступающие по качеству мировым брендам.
Шина Бонтайр Сталкер МТ
Данная шина доступна в таких размерах:
- по дискам – с 14 до 20J;
- по высоте профиля – от 55 до 85 мм;
- по ширине – 235-325 мм.
Также в продаже можно увидеть шины Максис MT 764 Bighorn. Однако их выбор ограничен количеством типоразмеров.
По отзывам владельцев, по бездорожью «Максис» не уступает шинам знаменитых фирм «Гудрич» и «Купер». К недостатку можно отнести только одно – редко бывает в продаже на российском рынке.
Шины Сталкер МТ от фирмы Бонтайр можно часто увидеть на автомобилях «Нива Шевроле» и «УАЗ Патриот». На них ставятся шины 215/75/15 и 235/85/16. Эксплуатация шин Сталкер показала:
- хорошую проходимость по бездорожью;
- комфортную езду по асфальту;
- высокую безопасность во время передвижения по любым типам дорог;
- низкую степень износа на жестком полотне дороги.
Кроме этого они имеют очень красивый дизайн и доступную цену.
В последнее время становится модным устанавливать более широкие шины 265 МТ от Бонтайр на «Ниву». При этом владелец автомашины улучшает ее вид, но увеличивает расход бензина и способность к аквапланированию.
Выбирая «обувку» для своего вездехода, всегда можно найти оптимальный вариант.
BFGOODRICH MUD-TERRAIN KM3
Уже третье поколение популярной модели. В рецепт резиновой смеси Krawl-TEK4 входят ингредиенты, аналогичные при-меняемым на гоночных шинах серии Baja. Рисунок протекторапохож на КМ2, но форма шашек изменена. Их рисунок просчитан так, чтобы независимо от угла атаки площадь зацепа быламаксимальной. Главные изменения — на боковине и в плечевойзоне. Протектор далеко заходит на боковину, усиливая её и делая езду по слабонесущим грунтам более стабильной, особенно на сниженном давлении. Кроме того, эта часть колеса сталана 27% прочнее, чем в предыдущей версии. Широкий размерный диапазон (24 размера). Рекомендованная розничная ценаначинается с 13 500 руб. Учитывая, что КМ2 размерности 245/75R16 сегодня стоят около 14 000 руб., а весят 22 кг, можно предположить, что стоимость новых шин, как и их масса, останется напрежнем уровне.
COMFORSER CF3000 120/116Q
Китайские шины, неплохо зарекомендовавшие себя далеко за пределами страны производства. Из минусов отмечают разве что не очень стабильное качество, которое обычно проявляется при балансировке — иногда на колесо размерностью в 31 дюйм требуется до 300 г грузиков. Быстро закапывается, отлично идёт в натяг. Хорошо выбирается из колеи. По заверениям производителя, состав резины содержит большое количество натурального каучука, и шина не теряет эластичности при температуре до минус 30 градусов. При этом практика показывает, что зимой Comforser CF3000 ведёт себя не так уверенно и не может быть рекомендован для зимнего бездорожья. Зато шины недорогие: их стоимость — около 6 500 руб. Вес при размерности 245/75 R16 составляет 18,8 кг.
CORDIANT OFF-ROAD 111Q
Популярные у владельцев отечественных внедорожников российские грязевые шины. Неплохо зарекомендовали себя в качестве универсального варианта. Шумные во всём диапазоне скоростей. Износоустойчивость средняя. Боковина довольно жёсткая, поэтому можно смело снижать давление до 0.8 атм., иначе эффект невелик. Очищаются неохотно, особенно на глинистых грунтах. Неплохо держат гравий и вообще твёрдый грунт. Прочная боковина, двойной стальной корд, но при этом хорошо балансируются. Производится всего шесть типоразмеров — от 205/70 R16 до 245/70 R16. Рекомендуемая стоимость самой большой размерности Cordiant Off-Road составляет 6 500 руб. Вес — порядка 18 кг.
COOPER DISCOVERER STT 120/116Q
Прочные шины с тройным кордом и усиленной боковиной. Два слоя корда радиальные, один диагональный. Проектировались с расчётом на скальный рельеф. Очень мягкие, что даёт повышенный износ на асфальте, особенно в жару. Очень хорошо плющится на сниженном до 0.8 атм. давлении. Ниже травить не стоит, так как высока вероятность разбортирования. На шинах размерностью 245/75 R16 глубина протектора — 14,2 мм. Очень хорошо работает в натяг, но не очень любит колею. Рекомендованная цена Cooper Discoverer STT выбранной размерности — 16 500 руб.
GENERAL TIRE GRABBER X3 120/116Q
Американские грязевые шины с классическим симметричным рисунком, акцентом на защиту боковины и усилением уязвимых мест рельефом протектора. Сравнительно тихие на асфальте, несмотря на ступенчатый рисунок шашек плечевой зоны и довольно разреженный протектор. В Grabler X3 применяется фирменная технология усиления Duragen со стальным кордом. В плечевой зоне и сразу под ней расположена ступенчатая защита боковины от проколов и камней, дополнительно помогающая самоочистке в грязевой колее. Стоимость General Tire Grabber X3 размерностью 245/75 R16 составляет 6 760 руб., а вес — 16,8 кг.
GOODYEAR WRANGLER MT/R WITH KEVLAR 120Q
Оригинальный асимметричный рисунок протектора Goodyear Wrangler MT/R with Kevlar совмещает в себе агрессивный грязевой участок и сравнительно плотно застроенную беговую дорожку для асфальта и высокой скорости. Кевларовый корд делает боковину прочной, сохраняя её мягкость. Шина не требует сильного снижения давления — для уверенной работы в глине, в колее и на песке достаточно 0.8–0.9 атм. Хорошо держит отрицательные температуры, в том числе экстремальные — до минус 50 градусов. Далеко не самые шумные и довольно накатистые. Стоимость в рознице — 12 500 руб.
HANKOOK TiRE DYNAPRO MTRT03 120/116Q
Корейская шина, которая формально относится к категории МТ, но по современным меркам является промежуточным звеном между агрессивной универсальной и грязевой. Собственно, поэтому она чуть хуже работает на тяжёлом бездорожье и чуть стабильнее ведёт себя на асфальте, особенно влажном. Может быть рекомендована для ежедневной эксплуатации, поскольку совсем не шумная и весьма износоустойчивая. Езда в натяг не её конёк, скорее, она любит обороты, не слишком при этом закапываясь. Отлично едет по песку. Стоимость Hankook Tire Dynapro MT RT03 в размерности 245/75 R16 не превышает 8 000 руб.
KUMHO ROAD VENTURE M/T KL71 120/116Q
Ещё один кореец с когда-то революционным направленным рисунком, обладает всеми положительными и отрицательными свойствами таких шин — хорошо гребёт вперёд и посредственно назад, быстро изнашивается и мало шумит. Очищается только под тягой, любит давление в одну атмосферу и плохо переносит боковые уклоны. Выглядит агрессивно, но не всегда подтверждает этот вид своими качествами. Выпускается вплоть до 18 диаметра. Стоимость Kumho Road Venture M/T KL71 в розницу — 7 800 руб.
MAXXIS MT-772 RAZR MT 120/116Q
Тайваньские грязевые шины с интересными ступенчатыми шашками протектора, отдалённо напоминающими ацтекские пирамиды. Эта характерная особенность помогает шине очищаться не только в условиях джунглей Юго-Восточной Азии, но и нашего глинозема. В целом конструкция MT-772 Razr МТ типична для современной грязевой резины среднего класса — двухслойный стальной корд, усиленная, глубоко прорезанная боковина с агрессивной плечевой зоной. При этом все канавки беговой дорожки отличаются по конфигурации и ширине, что тоже способствует самоочистке, не требуя для этого повышенных оборотов. Стоимость MT-772 Razr MT размерностью 245/75 R16 составляет 6 760 руб.
NITTO TRAIL GRAPPLER M/T 119/116P LT 265/75 R16
Бренд, придуманный в 1949 году специально для североамериканского рынка, представлен двумя грязевыми моделями. Сегодня мы рассматриваем ту, что поновее. Она была разработана как более универсальная и пригодная для повседневной эксплуатации с большими пробегами, но является, по сути, профессиональной шиной с внедорожной направленностью. Trail Grappler M/T тихие, хорошо держат траекторию даже на мокром асфальте, не пасуя на песке и грязи. Хотя для серьёзного бездорожья их нужно сдувать, иначе не избежать замыливания. А вот боковины прочные, да и в целом колесо равномерно усилено и готово к большим нагрузкам. Великолепно балансируется. Стоимость для размерности 265/75 R16–6 500 руб., а вес — почти 23 кг.
NOKIAN ROCKPROOF 120/116 Q
Финская шина для северного леса с камнями, болотами и гравийными перегонами. Не самая экстремальная, но вполне работоспособная в колее и на скользких камнях. В рисунок протектора внедрены особые элементы — камнеудалители. Ступенчатая форма и выступы шашек и канавок беговой дорожки при качении буквально выталкивают застрявший щебень и грязь. Боковина хорошо защищена, но не слишком агрессивна. Словом, в Nokian Rockproof всё направлено на обеспечение абсолютной надёжности. Рекомендуемая цена — 9 200 рублей, вес — 21,5 кг.
TOYO OPEN COUNTRY M/T
На удивление недорогие и очень качественные шины. Довольно агрессивный рисунок протектора, фирменные составы смесей и очень мощная боковина, возможно, самая защищённая в этом классе. Шина тихая во всём диапазоне скоростей, но довольно тяжёлая — почти 26 кг в размерности 245/75 R16. При этом важно её не перекачивать, иначе центральная часть беговой дорожки быстро стирается, а ездовой комфорт падает до совершенно неприемлемых величин. Но если всё делать правильно, проблем не будет. Toyo Open Country M/T износоустойчивы, и за сезон с 10 000 км пробега трудно найти участки, стёршиеся больше чем на пару миллиметров. В грязи любит обороты и давление ниже 0.8 атм., иначе не плющится. Рекомендованы диски меньшей, чем обычно, ширины (от 6 дюймов), что заметно снижает склонность к разбортированию. Стоимость начинается с 7 500 руб.
YOKOHAMA GEOLANDAR M/T+ G001C116/113Q 285/75 R16 Классика, которая была таковой ещё двадцать лет назад и не перестаёт оставаться образцом японской грязевой резины. Очень качественная, с минимум грузиков при балансировке, тихая и в последней реинкарнации (со знаком плюс), приемлемо износоустойчивая. Лёгкая и мягкая до самых морозов. Модернизация усилила боковины, причём не только благодаря новым материалам, но и за счёт самого протектора. Лучше выходит из колеи, но по-прежнему неохотно гребёт назад, поскольку рисунок выраженно направленный. Не самые дорогие — в размерности 245/75 R16 их нет, но 285/75 R16 можно купить за 11 500 руб.
Всесезонная легковая шина Toyo Open Country M/T предназначена для полноразмерных внедорожников и пикапов. Ее ключевой особенностью является очень широкая сфера применения. Эта шина одинаково хорошо подходит для передвижения, как на асфальтированных дорогах, так и на пересеченной местности в течение всего года. Это полностью соответствует значению тех слов, которые заключены в аббревиатуре M/T (Middle Terrain).
Открытый дизайн плечевых зон
Одной из характерных черт данной модели являются плечевые зоны. Они отличаются открытым дизайном, содержащим множество очень высоких блоков. В процессе движения по бездорожью эти протекторные элементы превращаются в грунтозацепы, обеспечивающие повышенную проходимость. При этом их многорадиусный профиль способствует отталкиванию грязи, камней и снега.
Усиленный каркас
Поскольку Toyo Open Country M/T изначально предназначалась для эксплуатации, в том числе, и вне асфальтированных дорог, то при ее создании было предпринят целый ряд мер, направленных на повышение ее надежности. В частности, японские шинники существенно усилили каркас, добавив три дополнительных слоя полиэстера. Благодаря физическим свойствам этого материала, удалось значительно повысить стойкость шины к проколам и порезам. Кроме того, дополнительные слои полиэстера, располагающиеся в центральной части протектора повысили его жесткость, что самым благоприятным образом сказалось на управляемости при движении по обычным дорогам, а также на грузоподъемности, которая заметно увеличилась.
Агрессивный протекторный рисунок
Одной из отличительных черт протекторного рисунка данной модели является агрессивный дизайн. Toyo Open Country M/T содержит четыре продольных ребра, сформированных из множества массивных блоков. Те протекторные элементы, которые расположены в центральной части протектора, выполнены в крючкоообразной форме, изобилующей множеством кромок и углов. В сочетании с большим расстоянием и глубиной протектора такое строение центра протекторного рисунка обеспечивает шине отличные сцепные свойства на бездорожье. При этом направление расположения блоков позволило улучшить производительность на шоссейных дорогах с асфальтированным покрытием.
Ламели на всю глубину протектора
На поверхности каждого из блоков протекторного рисунка имеется, как минимум по одной ламели, прорезанной на всю его глубину. Эти конструктивные элементы предназначены для обеспечения дополнительных сцепных свойств при движении по мокрым дорогам. В процессе движения они формируют множество кромок, которые не только цепляются за асфальт, но и направляют воду, находящуюся на его поверхности в дренажные каналы.
Основные особенности шины Toyo Open Country M/T
— открытый дизайн плечевой зоны, содержащей множество высоких блоков с оригинальным профилем, обеспечивает более уверенное передвижение по каменистым и земляным грунтам, а также по снегу;
— три дополнительных слоя полиэстера в конструкции каркаса сделали его более прочным, а центральную часть протектора – жесткой, что улучшило управляемость на асфальте, а также повысило грузоподъемность;
— агрессивный симметричный ненаправленный рисунок протектора с множеством блоков крючкообразной формы в центральной части обеспечивает уверенное поведение, как на обычных асфальтированных дорогах, так и на бездорожье;
— хорошие сцепные свойства на мокром асфальте, благодаря разветвленной системе дренажных каналов и множеству ламелей, расположенных по всему протектору.
Возможно, вас заинтересуют также следующие модели.
Очередная командировка на полигон компании Continental в американском Техасе обещала быть грязной — по крайней мере, в прямом смысле слова. Предстояло сравнить восемь комплектов шин размерности 265/75 R16, семь из которых относятся к классу MT, то есть Mud Terrain, дословно «грязная местность». Кстати, у любителей «настоящего бездорожья» наибольшим спросом пользуются шины именно этой размерности.
Идеей сравнительных испытаний экстремально-внедорожных шин я загорелся, когда пару лет назад убедился, что их тяговые возможности можно оценивать не только субъективно, но и объективно, то есть инструментально. Например, связав два автомобиля штангой со встроенным динамометром. А раз испытания в Америке, то грех не использовать в роли «агрегатоносителей» пикапы. Это были простые и надежные Nissan Frontier и Toyota Tacoma.
В основном зачете было семь моделей: BFGoodrich Mud-Terrain T/A KM2, Cooper Discoverer STT, Hankook Dynapro MT, Goodyear Wrangler MT/R, Pirelli Scorpion MTR, Toyo Open Country M/T и Yokohama Geolandar M/T+. А чтобы понять, какова разница между грязевыми (Mud Terrain) и «просто» вседорожными шинами (All Terrain или AT), в программу испытаний включили еще и покрышки Continental ContiCrossContact AT.
Но график работ летел к чертям. Покрытие на песчаном треке было недостаточно плотным — «ведущий», обутый в тестовые шины автомобиль с включенным лишь задним приводом (в полноприводном варианте нагрузки на автомобили куда выше), мигом зарывался по самый мост. И как тут измерить тягу? Более того, засевший пикап иной раз не мог выбраться даже после подключения передка!
Вызволяем машину с помощью более серьезной техники — и ждем, пока бригада дорожников в очередной раз зальет трек водой и утрамбует песок катками. За три дня в песок ушло более 30 тонн воды! Но и это не помогло. В конце концов решили оценивать сцепные свойства, измеряя дистанцию, на которой автомобиль разгонится с места до 20 км/ч, причем с постоянной пробуксовкой задних колес.
Получилось. После пересчета результатов с учетом коррекции (несколько раз мы повторяли замеры на «базовых» шинах, чтобы учитывать изменение покрытия и погодных условий) получаем, что наибольшую тягу на песке обеспечивают шины Yokohama, а худшие показатели на счету Pirelli. Но это — при обычном давлении в шинах, два бара. А если давление снизить вдвое? Ведь пятно контакта увеличивается, а давление на грунт, наоборот, уменьшается — и колеса меньше закапываются. К сожалению, на всех комплектах провести замеры не получилось: нам просто не хватило площади трека. Но на примере двух комплектов мы убедились, что этот хорошо известный любителям бездорожья метод работает. На «зубастых» шинах Yokohama при половинном давлении тяговые возможности увеличились на 27%, а на более универсальных покрышках Continental (AT) результат улучшился аж на 38%! Вот и мораль: если на пути труднопроходимый участок сыпучего грунта, а в багажнике есть компрессор — стравливаем воздух! Скорее всего, и время сэкономите: за трактором бегать все равно дольше.
Следующий вид испытаний — разгон в грязи. А где ее взять в засушливом Техасе? Рецепт прост: нужно полить водой участок перепаханной земли и затем хорошенько помесить его колесами наших пикапов. А уж после измеряем динамику разгона по той же методе — с постоянной пробуксовкой задних колес.
На лучших в этом виде испытаний шинах Hankook разогнаться до скорости 20 км/ч удалось на участке 10,9 метра, а на худших шинах BFGoodrich на разгон понадобилось без малого 19 метров.
Само собой, это результаты усредненные: на каждом комплекте шин я повторял замеры минимум 12 раз. И только на шинах ContiCrossContact AT хватило трех попыток, чтобы понять: разогнаться в этой жиже до скорости 20 км/ч вообще невозможно! Один раз даже пришлось включать полный привод: иначе я бы просто не выбрался на твердую землю.
Следующее покрытие — гравий. Здесь другой подход: зная массу автомобиля и ускорение, можно вычислить тяговую силу. И делается это при пробуксовке колес в диапазоне от 9 до 60 процентов. На увешанном датчиками автомобиле я выполняю 12-14 заездов на каждом комплекте шин — и после усреднения результатов выясняется, что лучше всего на гравии работают незачетные шины Continental ContiCrossContact AT. А из зачетных — Pirelli Scorpion MTR. Хуже всех на гравии показали себя корейские шины Hankook Dynapro MT.
Удивительно, что при замерах тяговых сил теперь уже на траве (методика та же) лидеры и аутсайдеры поменялись местами: лучшими стали шины Hankook, а худшими — Pirelli. Еще одна иллюстрация к тому, как сильно могут отличаться «тягово-сцепные» свойства одних и тех же шин на разных покрытиях!
Следующий этап для меня был самым увлекательным: езда на время по извилистой грунтовой трассе. Ходовые повороты «под сотню» перемежаются медленными «шпильками» — настоящий раллийный доп! Выучил его — и езжу без стенограммы.
Без нагрузки Nissan Frontier в заднеприводном варианте, да еще с отключенной системой стабилизации, превращается в очень увлекательный «заносчивый» снаряд! А субъективные впечатления подтвердились электронным лап-таймером. Проще всего было ехать на шинах Continental и BFGoodrich — и на них же я показал лучшее время. А самыми медленными оказались покрышки Hankook: заносы размашистые, рулем приходилось работать в два раза сильней…
Переходим к упражнениям на асфальте: замеры тормозного пути на мокром и сухом покрытиях и субъективная оценка комфорта.
Тормозной путь пикапа Nissan Frontier на сухом асфальте со скорости 100 км/ч всегда превышал 40 метров. На лучших в этом виде испытаний шинах Yokohama это 43,5 метра, а дальше всего, на 47,6 метра, я укатился на шинах Goodyear. На мокром покрытии я измерял путь до остановки уже с 80 км/ч, но разброс результатов еще сильнее. Лучше всего автомобиль замедлялся, опять же, на шинах Yokohama (45,5 м), а самыми скользкими на воде оказались шины Toyo — 51 метр.
Тут надо заметить, что на результаты испытаний могли оказать влияние… змеи! На одну, выполняя подготовительные торможения, наехал местный испытатель. Наш фотограф Роман побежал было делать протокольную съемку, да сам чудом не наступил на вторую. Конечно, на воротах американского полигона есть предупреждающая табличка, но я-то здесь бывал и раньше — и видел лишь одну змею, которую поймал кто-то из местных. А тут наматывал круги по скоростному кольцу, на котором происходила оценка шума и плавности хода, — и едва увернулся от черного «шланга» длиной метра полтора! Ушел на второй круг — благо змея, почуяв недоброе, успела ретироваться. А я смог вновь сосредоточиться на оценке комфорта.
Понятно, что шины Continental категории AT со своим скромным рисунком протектора издают на асфальте минимум шума. И катятся мягче. Среди шин для грязи самые мягкие — Yokohama, а самые «тряские» — Cooper, Goodyear и Toyo. Хуже, что на асфальте эти шины здорово гудят. Меньше других — Pirelli, а сильнее — Yokohama. Гул перекрывает и рокот мотора, и шум ветра на высоких скоростях. Проходимость требует жертв… Кстати, именно самые шумные шины Yokohama больше всего понравились на бездорожье.
Впрочем, желающие ездить на «грязевых» шинах должны быть готовы пожертвовать не только комфортом, но и заметными суммами на топливо. Наименьшим сопротивлением качению обладают шины Hankook, а хуже других «катятся» шины Toyo.
Объективную оценку шин на асфальте и бездорожье мы выполняли при поддержке комплекса высокоточной аппаратуры с GPS-приемником VBox.
Чтобы отметить завершение программы испытаний, нас пригласили на местное ранчо, а изюминкой вечеринки должна была стать стрельба из арбалета. Стоп! А почему бы не совместить приятное с полезным? То есть в качестве мишеней выбрать наши шины? Но затея провалилась. Даже сам владелец охотничьего арбалета стрелял с такой невысокой кучностью, что одну шину стрела поражала вплотную к ободу, другую — ближе к протектору. Подойти ближе — и стрелять в упор? Да вот незадача: с двадцати пяти метров стрела, выпущенная со скоростью 470 км/ч, все равно пробивает обе боковины и застревает на выходе — даже усиленные к