Малообслуживаемые аккумуляторы. Необслуживаемые аккумуляторы: Жидкостные, Гелевые и AGM Обслуживаемый и необслуживаемый аккумулятор. Что выбрать?
Аккумулятор накапливает и хранит энергию, которую можно использовать как электричество. Завезти автомобиль без него – невозможно. Если данный элемент выходит из строя, чаще всего необходима его замена. Зарядка помогает лишь ненадолго отсрочить покупку нового устройства, и здесь у автовладельцев возникает вопрос – какой тип АКБ выбрать?
Обслуживаемый аккумулятор
Содержание страницы
- 1 Обслуживаемый аккумулятор
- 2 Необслуживаемый аккумулятор
- 3 Что лучше?
- 4 Как работает АКБ
- 5 Типы аккумуляторных батарей по обслуживанию
- 6 Что подразумевает обслуживание
- 7 Как обслуживать гелевый аккумулятор
- 8 Как определить уровень электролита
- 9 Как понять, что аккумулятор пора заряжать
- 10 Как зарядить обслуживаемый аккумулятор
- 11 Электроприбор обслуживаемого типа
- 12 Необслуживаемая батарея
- 13 Выбор типа устройства
- 14 Лучшие марки АКБ
Такое название АКБ носит потому, что можно фактически выкрутить с банок пробки и посмотреть, что находится внутри, а также проверить уровень и состояние электролита, плотность, состояние свинцовых пластин, наличие кристаллов сульфатов, кипение при заряде. Это достаточно весомый плюс – вы сможете контролировать батарею и своевременно принять нужное решение.
Необслуживаемый аккумулятор
Данная АКБ не нуждается в обслуживании. Устройство не имеет откручиваемых пробок – рассмотреть его «внутренности» не получится. Это герметичная конструкция с шестью банками, в каждую из которых помещена пластина и залит электролит – все они находятся в полностью герметичном пространстве. При нагревании и последующем закипании электрохимическая жидкость идет вверх в виде пара. Однако она не выходит из герметичного корпуса, а конденсируется на стенках и падает назад, вниз.
Существует несколько различных по технологии аккумуляторов данного типа, например:
- с жидким электролитом – имеют запаянные отверстия, в которые доливается дистиллированная вода;
- гелевые – с загущенным, подсушенным силикагелем, пронизанным микротрещинами, которые не позволяют испарениям электролита улетучиваться;
- AGM – с абсорбированным электролитом, почти не выделяющие газов в процессе работы, развивающие высокие разрядные токи и не требующие обслуживания в течение всего срока эксплуатации;
- EFB – улучшенные кислотные батареи с нанесенным на положительную пластину тонким слоем гигроскопичного волокна, которое препятствует осыпанию активной массы.
Что лучше?
Дать однозначный ответ о том, какая аккумуляторная батарея лучше достаточно сложно. От правильности выбора зависит спокойствие и сохранность не только автомобиля, но и нервной системы его владельца. Изучая ассортимент магазина, необходимо четко понимать, что вы ожидаете от нового устройства, а также знать, какие именно характеристики АКБ необходимы в вашем конкретном случае.
Из явных преимуществ необслуживаемых батарей можно отметить то, что они не требуют постоянной проверки и контроля. В таких моделях электролит выкипает существенно меньше, по сравнению с обслуживающими. Они также имеют более длительный срок эксплуатации и выдают больший пусковой ток при запуске автомобиля.
К достоинствам аккумуляторов, не требующих обслуживания, следует отнести и низкую степень их саморазряда. Любая АКБ разряжается при долгом хранении. Однако данные батареи теряют лишь до 2% заряда ежемесячно, а обслуживаемые – до 20% заряда за аналогичный период времени. Поэтому установка первых исключает вероятность того, что автомобиль вдруг окажется непригодным к использованию вследствие промерзшей или разряженной АКБ.
Процесс зарядки данной батареи имеет одну важную особенность, которую следует обязательно учитывать при ее приобретении. Это необходимость использования только специального зарядного устройства, которое исключает ручную регулировку мощности тока. Применение обычного устройства чревато выдавливанию из АКБ кипящего электролита при неправильно выставленном токе через аварийный клапан. Впоследствии это сказывается на плотности жидкости в батарее и снижает период ее службы.
При всех достоинствах необслуживаемых аккумуляторов, производство обслуживаемых батарей еще не прекращено. Достаточно высокий спрос на них во многом объясняется их низкой ценой, по сравнению с моделями без обслуживания. Также, качественная работа необслуживаемых АКБ требует хорошей автомобильной электрики, чего сложно достичь, например, в автомобилях отечественного производства. Не допускается замыкание или перезаряд, зарядка устройства должна осуществляться при постоянном ровном напряжении, без скачков, в строгом диапазоне: от 13.9 до 14.4 Вольт. При разряде нельзя использовать обычное зарядное устройство – для восполнения энергии такой батареи необходима специальная зарядка, удерживающая постоянный ток на клеммах.
Обслуживание батареи необходимо, если в результате использования снизились рабочие характеристики АКБ (слишком медленно крутит стартер, не заводится автомобиль и др.). Главной причиной является отклонение аккумулятора от рабочих параметров. Обслуживание включает:
- долив дистиллированной воды (электролита);
- очистку корпуса от белого налета и грязи;
- подзарядку зарядным устройством.
Качественное обслуживание аккумулятора уменьшает вероятность его быстрого выхода из строя и повышает надежность запуска мотора в холодное время года.
Таким образом, не существует однозначного ответа, какая АКБ лучше – каждый тип устройства имеет свои недостатки и преимущества. Для автолюбителей, владельцев новых транспортных средств с современной электроникой, оптимальным вариантом являются необслуживаемые изделия, а опытные автовладельцы могут выбирать и обслуживаемые модели.
Какой бы аппарат вы не предпочли, приобретать его следует лишь в надежных автомагазинах, которые предоставляют чеки и гарантийные талоны. Это избавит вас от больших затрат на ремонт или замену АКБ в случае ее поломки: экспертиза в сервисном центре определит заводской брак и станет основанием бесплатной замены батареи.
Современные автомобильные аккумуляторные батареи могут служить годами, обеспечивая вашу машину электроэнергией. Однако для этого им необходим уход и своевременное обслуживание. О том, как правильно обслуживать аккумулятор, и что нужно для того чтобы он работал максимально долго, мы и поговорим в этой статье.
Как работает АКБ
Чтобы понять, как в батарее образуется электричество, рассмотрим процессы, происходящие в классическом кислотно-свинцовом аккумуляторе.
Его рабочие элементы — минусовой пористый свинцовый электрод, плюсовой электрод из двуокиси свинца, а также электролит при подключении к клеммам нагрузки, вступают в химическую реакцию, сопровождающуюся образованием на минусовой пластине сульфата свинца, распадом электролита, и ускоренным движением заряженных частиц.
Когда аккумулятор заряжается, происходит совершенно обратный процесс: на отрицательном электроде свинец восстанавливается, а на положительном регенерируется его диоксид. Плотность электролита при этом повышается.
Типы аккумуляторных батарей по обслуживанию
По обслуживанию АКБ принято делить на 4 группы:
- обслуживаемые;
- малообслуживаемые;
- гибридные;
- необслуживаемые.
Обслуживаемые АКБ
К этой группе относятся классические автомобильные источники питания, требующие систематического доливания дистиллированной воды (после 5-7 тыс. км пробега), а также регулярной подзарядки. У некоторых моделей предусмотрена даже замена рабочих пластин. При должном уходе такая батарея может служить вечно.
Сегодня в продаже редко можно встретить обслуживаемые АКБ, да и стоят такие модели недешево. Как правило, они используются для спецтехники. К примеру, обслуживаемые аккумуляторы Varta нашли свое применение в сельскохозяйственных и строительных машинах.
Малообслуживаемые АКБ
Малообслуживаемые аккумуляторы – наиболее распространенный тип батарей. Это их мы чаще всего приобретаем для своих автомобилей, и нередко путаем с обслуживаемыми. Доливать электролит в такие источники питания нужно не чаще, чем через 25 тыс. км пробега, а заряжать – по мере разрядки.
Гибридные АКБ
Гибрид представляет собой тот же малообслуживаемый аккумулятор с повышенными рабочими характеристиками. Благодаря тому, что рабочие решетки у них изготовлены из разных металлических сплавов, их пусковой ток существенно выше, а ток саморазряда практически отсутствует.
Обслуживаются гибридные батареи по аналогии с малообслуживаемыми.
Необслуживаемые АКБ
Что касается необслуживаемых аккумуляторов, то это новый сегмент электротехнической продукции, который вообще не предусматривает какого-либо вмешательства в их внутреннюю конструкцию. Корпус у них полностью герметичный, а новейшие технологии практически исключают закипание и испарение электролита. Однако, купив такую модель батареи, не стоит о ней забывать, так как обслуживать необслуживаемый аккумулятор все же необходимо. Нужно систематически осматривать его на предмет механических повреждений, ухаживать за клеммами, контролировать уровень заряда, и периодически заряжать.
Что подразумевает обслуживание
Продлить жизнь аккумулятору автомобиля, можно лишь ухаживая за ним и своевременно обслуживая.
Уход и обслуживание АКБ в зависимости от ее типа может предусматривать несколько видов работ:
- систематический визуальный осмотр на предмет механических повреждений;
- проверка уровня электролита и заряда;
- долив электролита;
- зарядка.
Как обслуживать гелевый аккумулятор
Гелевые АКБ появились сравнительно недавно. Они имеют ряд неоспоримых преимуществ перед кислотными. В первую очередь это касается срока службы – их минимальный ресурс составляет 700 разрядно-зарядных циклов. Они очень устойчивы к минусовым температурам и физическому воздействию. Однако есть у них и некоторые недостатки. Во-первых, высокая цена, а во-вторых, они очень чувствительны к перезаряду.
Самое главное в обслуживании гелевых батарей – не допустить превышения зарядного напряжения выше порогового, которое обычно составляет 14-14,4 В, и указывается производителями в руководстве пользования. Кроме того, зарядка таких АКБ должна осуществляться исключительно специальными зарядными устройствами для гелевых аккумуляторов.
Как определить уровень электролита
Проверка уровня электролита возможна лишь в обслуживаемых и малообслуживаемых АКБ. Осуществляется она достаточно просто. Нужно открутить пробку одной из банок, и опустить в нее тонкую стеклянную трубку. Она сразу же упрется в верхнюю сетку пластин. Вытянув трубку, необходимо замерить расстояние, на которое она покрылась электролитом. Если оно меньше 10 мм, необходимо долить в банку дистиллированную воду до нужного уровня. Замеры проводят во всех 6-ти банках.
Как понять, что аккумулятор пора заряжать
Своевременная подзарядка также способна продлить срок аккумулятору. Ни в коем случае нельзя допускать глубокой разрядки. В этом случае рабочие пластины моментально выходят из строя, а сама батарея перестает держать заряд.
Посматривайте на панель приборов. Там есть отдельное окно, в котором отображается процесс зарядки АКБ от генератора. При малейшем отклонении от нормы, немедленно обращайтесь к электрику. Не ленитесь заглядывать под капот. Если у вас необслуживаемый аккумулятор, контролируйте его заряд, ориентируясь на индикатор. Его зеленый цвет обозначает, что батарея заряжена, черный – идет разрядка, а белый указывает на то, что АКБ разряжена полностью.
Если же вы пользуетесь обслуживаемым аккумулятором, систематически проверяйте напряжение на клеммах автомобильным тестером в режиме вольтметра. Оно не должно быть ниже 12,5 В. Хотя бы раз в три месяца, и обязательно, готовя автомобиль к зиме, проверяйте плотность электролита в банках батареи. Это самый точный тест, определяющий ее работоспособность. Если ареометр покажет меньше 1,22 г/см. куб, поспешите зарядить АКБ.
Как зарядить обслуживаемый аккумулятор
Существует несколько методов зарядки аккумуляторных батарей:
- зарядка при токе постоянной величины;
- зарядка при напряжении постоянной величины;
- автоматическая (комбинированная) зарядка.
Внимание: перед началом зарядки необходимо открутить пробки всех банок!
Метод постоянного тока
Для зарядки методом постоянного тока АКБ подключают к зарядному устройству, и подают на него напряжение 16-16,3 В. Необходимую величину тока определяют, исходя из расчетного времени зарядки: для 20 часов – 1/20, для 10 часов – 1/10 емкости батареи.
Метод постоянного напряжения
Для зарядки методом постоянного напряжения, на клеммы аккумулятора подают 16-16,5 В. В самом начале процесса величина тока может достигать 50 А, половину из которых зарядное устройство автоматически «погасит», и зарядка будет происходить при номинальном токе 20-25 А. С увеличением заряда будет расти ток АКБ, пытаясь поравняться с током ЗУ, а к концу он упадет на ноль. Этим способом батарея заряжается полностью за 1-1,5 суток.
Автоматическая зарядка
Данный метод считается наиболее правильным. Он сочетает в себе два вышеописанных способа, однако для этого необходимо специальное автоматическое зарядное устройство.
В самом начале зарядки на аккумулятор подается ток постоянной величины, равный 1/10 ее емкости. После того, как напряжение батареи возрастет до 14,6-14,8 В, устройство переключит режим, и станет заряжать напряжением постоянной величины с автоматическим уменьшением величины тока.
Этот метод является и самым быстрым – среднестатистический обслуживаемый аккумулятор Bosch полностью заряжается за сутки.
Если у вас возникают вопросы, касающиеся выбора, эксплуатации или обслуживания аккумуляторной батареи того или иного типа, обращайтесь к нам. Наши специалисты всегда помогут вам в этом.
- Обеспечивать нормальную работу при эксплуатации в закрытых вентилируемых помещениях при температуре от — 40 до +45 °С и без ущерба для эксплуатационных характеристик выдерживать при транспортировке и хранении в упаковке температуру в диапазоне от —50 до +50 °С.
- Обеспечивать сейсмостойкость при условии установки в соответствии с требованиями изготовителя. Аккумулятор должен сохранять работоспособность при сейсмическом воздействии со значениями ускорений 0,9д и 0,6д — в горизонтальном и вертикальном направлениях соответственно, а также при их одновременном воздействии в частотном диапазоне от 3 до 35 Гц.
- Аккумуляторы должны иметь герметичное соединение крышки с баком и пробкой, выдерживать избыточное или уменьшенное по сравнению с атмосферным давлением на 20 кПа, должны иметь специальные агломерированные керамические фильтр-пробки, чтобы исключить выход газа, аэрозоли и электролита из аккумулятора.
- Желательно, чтобы контейнеры для малообслуживаемых аккумуляторов были из прозрачной пластмассы, что облегчит их обслуживание.
- Аккумуляторы в сухом виде (без электролита) не должны иметь электрической проводимости. Внутреннее сопротивление заряженных аккумуляторов не должно превышать установленных значений.
- Серная кислота (H2SO4) должна соответствовать ТУ на чистоту, предусмотренными стандартами BS 3031 и VDE 0510, удельный вес кислоты для батарей с пластинами «Планте» 1,20 кг/л ± 0,005 при +20 °С и для других типов 1,22 кг/л ± 0,005 при +20 °С. Плотность электролита заряженного аккумулятора должна составлять 1,24 кг/л ± 0,01 при +20 °С.
- Емкость аккумулятора должна соответствовать стандарту DIN 40736, а также стандарту IEC. Ряд аккумуляторов одного наименования должен обеспечивать возможность как можно более точно подобрать требуемую емкость.
- Эксплуатация аккумуляторов в батарее производится в режиме постоянного подзаряда напряжением 2,23 BxN+1 %, где N — число элементов в батарее. При этом отклонение напряжения на отдельных элементах может составлять +0,1 В… — 0,05 В. Допускается эксплуатация подзаряда 2,23 BxN+2 %, при этом срок службы аккумуляторов может снизиться на 15 %.
- Аккумуляторы должны иметь 95 % номинальной емкости на первом цикле при 1 0, 5, 3, 1 , 1 /2, 1 /6 — часовых режимах разряда и 100 % емкости на третьем цикле. Номинальной емкостью аккумулятора считается емкость при 10-ти часовом разряде до конечного напряжения разряда 1,8 В на элемент и начальной плотности электролита 1 ,24 кг/л.
- Во избежание глубоких разрядов аккумуляторы не должны разряжаться ниже значений конечных напряжений, указанных в документации на данный тип аккумулятора. Аккумуляторы должны допускать без ущерба для своих эксплуатационных характеристик кратковременные разряды до конечного напряжения 1,35 В на элемент. Аккумуляторы должны обеспечивать кратковременный (1 мин) разряд током 1,39 А, конечное напряжение на аккумуляторе не должно быть ниже 1 ,45 В.
- Саморазряд полностью заряженных аккумуляторов при 30-ти суточном бездействии не должен превышать 3 % при температуре +20 °С и удваиваться с повышением температуры на каждые + 1 0 °С.
- Аккумуляторы должны обеспечивать продолжительность работы в соответствии со значениями, определенными заводом-изготовителем. Срок службы аккумуляторов связан с такими параметрами как ток постоянного подзаряда, напряжение подзаряда, температура окружающей среды, характеристики зарядного агрегата, качество обслуживания.
- В течение всего срока службы допустимо возникновение отказов, влияющих на работоспособность аккумуляторов, не более чем на одном аккумуляторе в год из 10 000 находящихся в эксплуатации.
- Сохранность аккумуляторов без электролита (в заводской упаковке) от даты выпуска до приведения в рабочее состояние должна быть не менее четырех лет.
Если двигатель — это сердце автомобиля, то аккумулятор — это его незаменимый энергетический источник. Как и любой электроприбор, он тоже выходит из строя. Многие водители задаются вопросами о том, что лучше — обслуживаемый аккумулятор или необслуживаемый, какие плюсы и минусы того или иного устройства, и какой из них приобретать экономически целесообразнее.
Электроприбор обслуживаемого типа
Любой электроприбор имеет свои сильные и слабые стороны. Каждый водитель-любитель сможет четко ответить на вопрос, обслуживаемый или необслуживаемый аккумулятор лучше.
Положительные стороны
В случае обслуживаемой батареи само название говорит за себя, то есть ее можно разобрать, провести анализ поломки и заменить вышедшие из строя элементы. В такого типа аккумуляторных батареях (АКБ) можно проводить следующие работы:
- проверять уровень электролита в банках;
- проверять плотность рабочего раствора;
- визуально анализировать цвет электролита и проверять наличие кристаллов сульфата свинца в нем;
- возможность проведения осмотра пластин из свинца на предмет наличия повреждений;
- посмотреть, кипит ли во время зарядки раствор.
Все эти возможности являются несомненным плюсом, поскольку водитель самостоятельно может проводить различные эксперименты и научиться настраивать свою батарею так, что она будет служить долго и без сбоев. Он может менять плотность электролит, доливать дистиллятор в него, подбирать нужный уровень рабочего раствора, регулировать его плотность согласно сезону и температурным условиям.
Отрицательные моменты и неудобства
Отрицательные стороны обслуживаемых АКБ:
- Негерметичность корпуса такой батареи постоянно приводит к испарению жидкости. Этот процесс активируется в жаркое время года, поэтому если забыть долить дистиллятор в банки устройства, то уровень раствора в нем может понизиться настолько, что окажется невозможным завести транспортное средство.
- Постоянное испарение воды ведет к повышению концентрации серной кислоты, что приводит износу всех элементов батареи и уменьшению срока ее службы. Чаще всего страдают именно свинцовые пластины.
- При испарении на крышку АКБ попадает кислота, и наверху устройства образуется налет белого цвета, который проводит ток и может привести к внешнему частичному замыканию положительной и отрицательной клемм. Этот процесс ведет к быстрой разрядке всей батареи.
Основная проблема обслуживаемых АКБ заключается в постоянном контроле уровня электролита. Возникают большие неудобства зимой, когда необходимо следить не только за уровнем раствора, но и за его плотностью. Рекомендуется 1 раз в 2 недели проверять уровень и подзаряжать батарею.
Необходимо знать, что доливать необходимо именно дистиллятор, а не электролит в банки АКБ. Эту работу следует проводить осторожно, поскольку при попадании воды в серную кислоту выделяется большое количество энергии в виде тепла, и раствор может выплеснуться наружу, обжигая руки и даже лицо.
Поэтому такие действия следует проводить аккуратно, надев перчатки и маску на лицо и доливая воду небольшими порциями в электролит.
Необслуживаемая батарея
Этот тип аккумулятора представляет собой герметичный корпус, который лишен каких-либо пробок и крышек, на его поверхности имеются только клеммы. Состоит из 6 секций, и принцип его работы абсолютно тот же, что и для обслуживаемой АКБ.
Главным отличием является герметичный корпус. В процессе работы электролит может закипать, и дистиллятор испаряться, но поскольку пар не может покинуть объемы корпуса, то он остывает, конденсируется и стекает по стенкам. В результате получается постоянный уровень рабочего раствора, и колебания в его плотности минимальны, то есть с помощью использования герметичного корпуса удалось решить все основные проблемы обслуживаемого электроприбора. Его рекомендуется приобретать новичкам.
Отрицательные моменты при эксплуатации АКБ данного типа заключаются в следующем:
- Электролит в одной или некоторых банках может стать черным, и это не удастся обнаружить, поскольку корпус делают на необслуживаемых батареях непрозрачным. Помутнение или почернение электролита происходит, если свинцовые пластины начинают разрушаться. Это может произойти при высоких температурах и при неправильной эксплуатации прибора, например: выполнение его частых перезарядок в летнее время или частичное образование в нем льда зимой.
- Некоторые секции или банки могут выйти из строя, в результате аккумулятор потеряет необходимое для работы систем автомобиля выходное напряжение. На обслуживаемых АКБ сразу можно померить вольтметром каждую банку и локализовать проблему, на герметичном аккумуляторе это сделать не получится.
- Нельзя замерить плотность и уровень рабочего раствора.
Для решения этих проблем батарея снабжена клапаном аварийного сброса давления и индикатором уровня и плотности электролита. Однако если клапан аварийного сброса будет часто открываться, то будет теряться в виде пара раствор, который добавить в банки уже не получится, что ведет к постепенному ослаблению емкости аккумулятора.
Таким образом, если отвечать на вопрос, какой аккумулятор лучше, то для новичка следует порекомендовать именно этот тип батарей, который нужно лишь правильно эксплуатировать, не допуская частых перезарядок и глубокого разряда, и тогда она прослужит долго.
Выбор типа устройства
В настоящее время в продаже около 80% всех АКБ относятся именно к необслуживаемому типу, и если рассматривать вопрос в общем случае, какой АКБ лучше — обслуживаемый или необслуживаемый, то для всех категорий водителей рекомендуется выбирать именно последний тип, поскольку правильная его эксплуатация обеспечивает длительный срок службы.
В среднем, обслуживаемый аккумулятор работает без перебоев около 2−3 лет, если с ним правильно обращаться. Необслуживаемый вариант может выполнять с успехом свои функции в течение 5−7 лет. На такие АКБ гарантия дается от 24 до 36 месяцев, однако если выбирать именно необслуживаемый тип батареи, то следует остановить свой выбор на известных фирмах.
Если приобретать недорогие аккумуляторы с герметичным корпусом, то, скорее всего, они выйдут из строя через 2−3 года, поскольку в таких моделях используются тонкие свинцовые пластины, которые быстро начинают разрушаться.
На дешевые приборы обычно распространяется гарантия до 1 года.
Конструкция аккумуляторов
Перед тем как выбрать обслуживаемый и , следует определиться с типом его конструкции. По этому показателю можно выделить 3 варианта:
Если у водителя старые Жигули, то лучшим решением станет приобретение стандартного кислотного аккумулятора. Для нового автомобиля предпочтительнее брать батареи AGM, которые способны на старте выдавать ток большей величины. Что касается гелиевых батарей, то их можно считать роскошью из-за высокой цены. Также эти надежные приборы используются для питания мощных аудиосистем или для приведения в движения лебедки на оборудованных ею транспортных средствах. В последнем случае помимо гелиевого используется еще один аккумулятор, который питает электронную начинку автомобиля.
Другие показатели
При выборе АКБ следует обращать внимание и на другие свойства. Одним из них является пусковой ток, который указывается на этикетке корпуса устройства. Он измеряется по следующим стандартам:
- EN: европейский стандарт, показывающий максимальный ток в Амперах, который может выдавать устройство при температуре -18˚С в течение 10 сек., при этом напряжение не должно падать ниже 7,5 В.
- SAE: это американский стандарт, по которому определяют тот же ток при той же температуре, но в течение 30 сек. при напряжении не ниже 7,2 В.
- DIN: это промышленный немецкий стандарт, согласно которому ток измеряется при тех же условиях, что и в стандарте SAE, только напряжение должно не упасть ниже 9 В.
Именно стандарт DIN является предпочтительным при выборе мощного аккумулятора, поскольку он проходит более жесткое тестирование по сравнению с европейским и американским стандартами. Например, 360 А по немецкому стандарту соответствуют около 600 А по EN. Именно на этот показатель рекомендуется ориентироваться, если аккумулятор приобретается для эксплуатации в суровых зимних условиях.
Помимо пускового тока, важной характеристикой является емкость батареи. Она всегда написана на корпусе АКБ, и приобретать следует новый прибор с емкостью не меньше указанной.
Наиболее распространенными моделями являются те, которые имеют эту характеристику между 55 и 70 А/ч.
Лучшие марки АКБ
На рынке сейчас можно встретить множество фирм и марок аккумуляторов. Такое разнообразие затрудняет выбор. Следующие марки АКБ рекомендуется иметь в виду при покупке нового устройства (в скобках указана цена в рублях):
- Свинцово-кислотные приборы: Mutlu Silver Evolution 55 (3560), Aktex (AT) 55A3 (3620), Зверь (3В) 55А3 (4200), Tyumen battery standard (3400), Tornado 55 А/ч (2500).
- AGM: Bosch 5951 (5700), Кайнар Bars Premium 55 Ah (5250), Tudor AGM (8800), Banner Running Bull (9700).
- Гелевые устройства: Optima Yellow Top 55 Ah (17750).
Из приведенных данных можно сделать вывод, что гелиевые АКБ в два раза дороже устройств AGM, и в 5 раз дороже обычных аккумуляторов.
Правильная эксплуатация необслуживаемых автомобильных аккумуляторов
За последние пару десятилетий технология производства автомобильных аккумуляторов значительно продвинулась вперёд. Если раньше в аккумуляторе нужно было постоянно проверять уровень электролита, то современные модели требуют значительно меньше внимания к себе. Производители называют эти АКБ необслуживаемыми, заявляя, что они не нуждаются в постоянном контроле за уровнем электролита. Но слово необслуживаемые может ввести в заблуждение автолюбителя. Ведь эти батареи все равно нуждаются в обслуживании, о котором мы расскажем в настоящей статье.
Понятие необслуживаемый аккумулятор вошло в обиход со времени появления автомобильных батарей типа Ca/Ca. В таких моделях положительные и отрицательные решётки электродов производятся из сплава свинца с кальцием. Так называемые обслуживаемые модели, которые выпускались до этого, имели решётки из сплава свинца с сурьмой. Старые автомобильные аккумуляторы имели большое содержание сурьмы и очень большой расход воды. Сейчас они уже не выпускаются, а на их место пришли модели с меньшим содержанием сурьмы. Они ещё получили название малосурьмянистых. Содержание сурьмы в пластинах менее 6 процентов. В них контроль за уровнем электролита должен быть периодическим, поскольку дистиллированная вода из него постоянно уходит. Почему? Для этого нужно рассмотреть процессы, происходящие в аккумуляторе.
Когда АКБ разряжается, то внутри автомобильного аккумулятора на аноде происходит восстановление диоксида свинца серной кислотой. Одновременно на катоде происходит окисление свинца. В процессе зарядки аккумуляторной батареи процесс идёт в противоположном направлении. Сурьму в свинцовые пластины стали добавлять для того, чтобы улучшить их прочностные характеристики. Использовать электроды из чистого свинца не представляется возможным из-за его малой прочности. Но добавка сурьмы приносит и проблему. Сурьма выступает катализатором гидролиза воды из электролита. Гидролиз – это разложение воды на водород и кислород под действием электрического тока. Внешне это выглядит как кипение. Поэтому и возникло такое выражение, как «выкипание» воды из электролита.
Чтобы решить эту проблему производители стали добавлять в решётки электродов кальций. Это решение оказалось очень удачным, с точки зрения, уменьшения расхода вода.
С появлением кальциевого типа автомобильных аккумуляторов появилось понятие необслуживаем