Зил 131 с кунгом. Мастерская технического обслуживания

Зил 131 с кунгом. Мастерская технического обслуживания

ЗИЛ 131 кунг, 6х6.1, с бензиновым двигателем ЗИЛ 508.10, с кузовом-фургоном К-131-унифицированный, герметизированный, из панелей армированного пенопласта (КМ-131-унифицированный, герметизированный, из панелей армированного пенопласта, каркасно-металлический). Возможна поставка с лебедкой, спальными местами или переоборудование новым дизельным двигателем ММЗ Д245.9Е-402.

ЗИЛ 131 кунг, 6х6.1, с бензиновым двигателем ЗИЛ 508.10, с кузовом-фургоном К-131-унифицированный, герметизированный, из панелей армированного пенопласта (КМ-131-унифицированный, герметизированный, из панелей армированного пенопласта, каркасно-металлический). Возможна поставка с лебедкой, спальными местами или переоборудование новым дизельным двигателем ММЗ Д245.9Е-402.
В состав изделия входят следующие основные узлы и агрегаты и комплектующие изделия:
− шасси автомобиля;
− кузов-фургон с дверями, крышками люков. окнами и шторками;
− отопительная-вентиляционная установка ОВ 65Б;
− фильтровентиляционная установка ФВУА 75Н-12;
− навесное оборудование кузова-фургона (трап входной, держатель запасного колеса; ящики: ЗИП а, аккумуляторный, электроввода и вывода, электровыводов; держатель бидона для спецжидкости и шанцевого инструмента; брызговики).
Полезная грузоподъемность, кг — 2900
Масса кузова, кг — 1450
Габаритные размеры автомобиля с кузовом, мм
− длина − 7450
− ширина − 2405
− высота − 3410
Внутренние размеры кузова, мм:
− длина − 4000
− ширина − 2250
− высота − 1800
− высота по боковой стенке − 1500
Площадь пола кузова, м² — 9
Объем кузова, м³ — 13,5
Авиатранспортабельность — Ан-22, ИЛ-76
ОПИСАНИЕ:
Кузова-фургоны (кунги) на ЗИЛ 131. Автомобильный кузов-фургон типа К131, установленный на шасси автомобиля ЗИЛ-131Н, в дальнейшем называемый изделием, предназначен для размещения, монтажа и эксплуатации оборудования.
Изделие может эксплуатироваться в умеренном климате при температурах окружающего воздуха от 233К (минус 40°С) до 32ЗК (плюс 50°С).
Изделие может быть использовано в качестве тягача в составе автопоезда в соответствии с руководством по эксплуатации и техническими условиями на шасси автомобиля.
Для обеспечения нормальных условий работы личного состава, оборудования и приборов изделие снабжено системой отопления, филтровентиляционной установкой и электрооборудованием.
УСТРОЙСТВО, РАБОТА ИЗДЕЛИЯ И ЕГО СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ
Изделие типа К131.
Изделие представляет собой кузов-фургон закрытого типа, установленный на шасси автомобиля 3ИЛ-131H и закрепленный к лонжеронам шасси шестью стремянками и четырьмя болтами. Для фиксации кузова от поперечных смещений предусмотрены кронштейны, закрепленные к шасси.
Автомобильный кузов-фургон.
Автомобильный кузов-фургон (далее кузов-фургон) закрытого типа, панельной, бескаркасной конструкции состоит из основания, двух боковых, передней и задней панелей и панели крыши сo скосами.
Основание кузова-фургона состоит из металлического каркаса и панели пола.
Каркас основания сварной конструкции из специальных стальных профилей толщиной 2,5 мм.
Панель пола трехслойная, собранная на клею ВИАМ-БЗ.
Первый слой — доски толщиной 18 мм. Второй слой армированный пенопласт, толщиной 26 мм. Третий слой — наружная обшивка — лист из дюралюминиевого сплава толщиной 1 мм.
Армировка пенопласта — фанера толщиной 3 мм, расположена вертикально. Слои фанеры склеены с пенопластом при помощи клея ВИАМ-БЗ. Панель пола соединена с каркасом основания при помощи болтов 19 (рис. 1). По периметру пола проложен резиновый уплотнитель 13, который закрыт оковкой 14, Оковка 14 крепится к полу шурупами 16.
В местах прилегания каркаса основания к полу проложен кровельный пергамин 17.
Панели кузова-фургона трехслойные, собираются па клею ВИАМ-БЗ. Первый-слой — внутренняя обшивка — фанера толщиной 3 или 4 мм. Второй слой — армированный пенопласт толщиной 26 или 25 мм. Армировка пенопласта выполнена аналогично армировке панелей пола. Тртетий слой — наружная обшивка — лист из дюралюминиевого сплава толщиной 1 мм.
Боковые панели крепятся к каркасу основания при помощи болтов 21 и винтов -20, передняя и задняя панели — только при помощи болтов 21.
В местах прилегания панелей к каркасу основания проложен герметик 22.
Для предохранения кузова-фургона от механических повреждений на боковых панелях внизу с внешней стороны установлены металлические; отбойные профили 24, которые крепятся с помощью винтов 20 и шурупов 23.
Вертикальное соединение панелей (боковой й торцевой панелей между собой) осуществляется при помощи болтов и деревометаллических закладок 8, вклеенных в торцевую часть панелей или при помощи шурупов в фанеро-деревянных закладок. С наружной стороны стыка соединяются стальной оковкой 12 при помощи заклепок 1 или заклепками односторонней клепки. По заклепочному шву между оковкой и панелями кузова проложена уплотнительная лента 2. Технологические отверстия для расклепывания заклепок заделываются деревянными пробками 6 на клею или полиэтиленовыми без клея.
Внутри кузова по соединению панелей проходят металлические оковки 9 которые крепятся к панелям винтами 10.
Между панелями в местах их прилегания проложена уплотнительная лента 2.
Боковые панели 7 со скосом крыши 3 соединяются путем склепывания наружных обшивок. Между облицовками проложена уплотнительная лента 2. С внутренней стороны соединения устанавливается угловая оковка 4 на шурупах 5. Между панелями в местах их прилегания проложена уплотнительная лента 2.
Соединение панели крыши со скосом осуществляется аналогично.
Соединение торцевых Панелей с панелью крыши и со скосами осуществляется аналогично вертикальному соединению панелей.
Двери, окна со шторками, люки.
Двери кузова, четырехслойные, собираются на клею ВИАМ-БЗ.
Первый слой — внутренняя обшивка — фанера толщиной 3 или 4 мм, второй слой — армированный пенопласт толщиной 26 или 25 мм, третий слой — фанера толщиной 3 или 4 мм, четвертый слой — наружная обшивка — дюралюминиевый лист толщиной 1 мм (на клей не ставится).
По контуру двери имеют двойное уплотнение из губчатой резины. В правой створке двустворчатой двери вмонтировано окно с двойным остеклением.
Левая створка двустворчатой двери в закрытом положении фиксируется с внутренней стороны кузова двумя замками шпингалетного типа.
Правая створка двустворчатой двери и боковая дверь снабжены накладными замками, механизм которых позволяет произвести захлопывание створок и окончательное их закрытие. Замочные скважины дверей снабжены сальниками, препятствующими попаданию пыли и воды в механизм замков.
Правая створка двустворчатой двери и одностворчатая дверь в боковой панели в открытом положении устанавливаются на фиксатор, находящийся на средней петле.
На оковках дверей имеются специальные ушки для пломбирования.
При транспортных переездах двери должны быть обязательно заперты на замок.
Окна располагаются на боковых панелях кузова, на скосах крыши, на правой створке двустворчатой двери. На боковых панелях расположены открывающиеся окна, а на скосах крыши и на дверях — глухие.
Все окна имеют двойное остекление из безосколочного закаленного стекла. Стекла окон (рис. 17) установлены, в резиновые уплотнители 6 на мастике 51-Г-6 ГОСТ 23744-79 или замазке У-20A. Для обеспечения плотного прилегания резинового уплотнителя к стеклу предусмотрен замок 8. При демонтаже стекла замок 8 извлекается из уплотнителя 6.
Открывающиеся окна имеют с внутренней стороны два замка, при помощи которых они фиксируются в закрытом положении. В открытом положении они фиксируются при помощи специального гнезда фиксатора, расположенного на боковой панели. снаружи кузова под окном.
С внутренней стороны окна снабжены светомаскировочными шторками. Полотнище шторок изготовляется из комбинированной ткани.
Крышки люков имеют по всему контуру одинарное уплотнение из губчатой. профильной резины. Люки кузова-фургона в закрытом положении фиксируются замками. Замочные скважины люков снабжены крышками, препятствующими попаданию ныли и воды в механизм замков.
Конструкция панелей крышек люков аналогична конструкции панелей дверей.
На оковках люков имеются специальные ушки для пломбирования.
В открытом положения крышки люков, открывающиеся вверх, устанавливаются на фиксаторй, расположенные между навесками, а крышки люков»., открывающиеся в сторону, устанавливаются на фиксаторы, предусмотренные яа нижних петлях.
Входные трапы.
Входные трапы устанавливаются у задней и боковых дверей.
Трап задний (рис. 2) съемной конструкции.
Трап боковой (рис. 3) выдвижной несъемной конструкции.
В транспортном положении трапы крепятся под кузовом-фургоном.
Для удобства пользования 20-литровой канистрой в кузовах-фургонах предусмотрена возможность установки заднего трапа на дополнительные скобы.
Багажный и аккумуляторный ящики.
Багажный ящик для размещения инструмента и принадлежностей шасси автомобиля и принадлежностей кузова-фургона изготовлен из стального листа. Открывающаяся крышка ящика имеет уплотнение. Замки фиксируют крышку в закрытом положении.
В дне ящика имеются четыре отверстия для стока воды. Ящики снабжены выдвижными панелями с ремнями для крепления принадлежностей.
Ящик для аккумуляторной батареи кузова-фургона имеет такую же конструкцию, как и багажный. В нем имеется выдвижная панель с деталями для крепления аккумулятора.
Запасное колесо.
Запасное колесо крепится на специальном держателе 1 (рис. 4), закрепленном на кронштейне 6, который в свою очередь приварен к каркасу основания. Держатель изготовлен из прямоугольных стальных труб 40×60 и снабжен подъемным механизмом, состоящим из валика 8, храповика 10, фиксируемого собачкой 15 и пружиной 14, пружины 11, гайки 12 и шплинта 13. При вращении валика 8 подъемного механизма вращается храповик 10.
При опускании колеса храповик не вращается, а происходит пробуксовка конуса валика относительно конуса храповика. Регулировка необходимого момента трения обеспечивается изменением величины. сжатия тарельчатых, пружин 11 между гайкой 12 и храповиком 10.
Повышение момента трения или его уменьшение приводит соответственно лицо к увеличению усилия, необходимого для опускания запасного колеса, либо к его опусканию под действием собственного веса.
При правильной регулировке держатель с запасным колесом плавно впускается из вертикального положения под действием груза «Р» весом 10—30 кг.
Регулировку производить изменением величины сжатия тарельчатых пружин 11 (см. рис. 4), вращением гайки 12. После окончания регулировки установить шплинт 13.
Упорные болты 7 предназначены, для регулировки положения опущенного держателя.
3.7. Канистра для спецжидкости.
Канистра (20 л.) для спецжидкостей, применяемых для дегазации и дезактивации.
Па задней панели вверху с правой стороны по ходу движения изделия смонтировано специальное гнездо для установки канистры и захват для крепления. Канистра устанавливается заливной горловиной к краю панели, затем набрасывается захват на ручку канистры и затягивается гайкой-барашком.
Шанцевый инструмент.
Лом и лопата размещаются на левой створке задней двери внутри кузова.
для крепления шанцевого инструмента в местах его размещения смонтирован специальный держатель.
Кронштейн для ДК-4.
Кронштейн для установки ДК-4 находится в задней части крыши. Крепление ДК-4 обеспечивается двумя хомутами и затяжкой гаек-барашков.
Место дпя крепления огнетушителя ОУ-2 предусмотрено на задней панели с внутренней стороны. Координаты точек крепления кронштейна огнетушителя показаны на рис. 2 приложения к K000 ТО.
3.11. Система отопления.
Система отопления кузова-фургона состоит из отопителя 0В-65Б, топливного бака отопителя, системы воздуховодов и топливопроводов (рис. 5 и 6).
Отопитель размещен вверху на передней панели с наружной стороны кузова и закреплен при помощи двух кронштейнов и хомутов.
С боков и сверху отопитель защищен съемным металлическим кожухом. Для доступа к отопителю передняя стенка кожуха выполнена откидной.
Для обеспечения герметизации отопителя произведена его доработка (рис. 7).
Выхлопная труба отопителя выполнена съемной для обеспечения вписываемости изделия в габарит подвижного состава «02-ВМ» ГОСТ 9238:83.

Трехосный грузовик ЗИЛ 131, вес которого рассчитан на эксплуатацию по бездорожью и в военных целях, выпускался в период с 1966 по 2002 год. Автомобиль стал одним из самых узнаваемых советских «тяжеловесов», которые эксплуатировались не только в СССР, но и в государствах ближнего зарубежья.

Описание

Вес ЗИЛ 131 позволяет отнести машину в категорию грузовиков с полным приводом и фронтальной компоновкой мотора с формулой колес типа 6х6. Первоначально грузовик проектировался как транспортное средство повышенной проходимости. Его задача — перевозка грузов и людей, буксировка прицепных устройств по любого рода грунтам. В модельной линейке данный автомобиль заменил морально устаревшего предшественника ЗИЛ 157.

По параметрам проходимости машина не уступает многим гусеничным конкурентам. Обновленный грузовик существенно модернизировали, по сравнению с предшественником. Он получил усовершенствованный мост, шины с 8-ю слоями и особым рисунком протектора, передний привод стал отключаемым, а на раздаточный механизм проведен единый карданный вал. Автомобиль проявил себя отменно в сложных дорожных и климатических условиях, работая стабильно и безотказно в температурном режиме от — 45 до + 55 °C.

История создания и развития

При разработке автомобиля ЗИЛ 131 вес и проходимость вышли на определяющие позиции. Тем не менее конструкторы завода имени Лихачева успешно справились с поставленной задачей. В результате получился недорогой в производстве, простой в обслуживании и максимально унифицированный военный грузовик, во многом схожий со своим гражданским аналогом под индексом 130.

Стоит отметить, что первым в серию пошел вариант для народного хозяйства. И только через три года вышла армейская версия. Она оснащалась соответствующими узлами, требуемыми для военной специфики. Однако уже через пять лет машина начала позиционироваться как упрощенный грузовик для гражданского хозяйства. Классический 131-й выпускался серийно до 1986 года на протяжении 20-ти лет. Затем был разработан аналог с повышенным весом ЗИЛ 131 Н. Кроме того, указанная версия получила усовершенствованный мотор, лучшие параметры экономичности, тент из синтетики и модернизированную оптику. Тем не менее эта модификация широкого распространения не получила, невзирая на то, что она также выпускалась на УАЗе.

Характеристики и вес автомобиля ЗИЛ 131

Параметры рассматриваемого грузовика:

  • длина/ширина/высота (мм) — 7040/2500/2510;
  • база колес (мм) — 3350/1250;
  • клиренс (под фронтальным мостом/в районе промежуточного и заднего привода) (мм) — 330/355;
  • колея колес спереди и сзади (мм) — 1820;
  • радиус поворота по минимуму (мм) — 1002;
  • шины — 12.00/20;
  • габариты грузовой платформы (мм) — 3600/2320/569;
  • высота погрузки (мм) — 1430;
  • вес пустого ЗИЛ 131 (снаряженный) (кг) — 5275 (6135);
  • показатель грузоподъемности (по шоссе/грунтовой дороге) (т) — 5,0/3,5;
  • полный вес грузовика с лебедкой (кг) — 10425.

Нагрузка на дорогу от массы транспортного средства распределяется следующим образом: передний мост — 2750/3045 кгс, задняя тележка — 3385/3330 кгс.

Силовые агрегаты

Серийный бортовой ЗИЛ 131, вес которого указан выше, в штатном исполнении оснащался четырехтактным карбюраторным мотором с 8-ю цилиндрами, объемом 6 литров. Мощность по номиналу составляет 150 «лошадок», усредненный расход горючего — 36-39 л/100 км. Двигатель относится к верхнеклапанной категории, имеет жидкостный тип охлаждения.

В 1986 году начали ставить на некоторые модификации усовершенствованный силовой агрегат мощностью 150 лошадиных сил. От предшественника он отличался блоком цилиндров, головки которого получили впускные клапаны винтового типа и повышенную компрессию (7,1). Кроме того, мотор стал экономичнее штатного аналога.

Дизели на указанный грузовик ставились редко. Для этих целей использовали следующие типы моторов:

  1. Д-245.20. Двигатель с рядным размещением четырех цилиндров, объемом 4,75 л. Мощность — 81 л. с, расход горючего — 18 л/100 км.
  2. ЗИЛ 0550. Силовой агрегат собственного производства с четырьмя тактами, объемом 6,28 л, показателем мощности 132 л. с.
  3. ЯМЗ-236. V-образный двигатель с шестью цилиндрами, объемом 11,1 л, силой 180 «лошадей».

Рамная часть и узел подвески

Приличный вес машины ЗИЛ 131 требовал использования надежной и прочной рамы. Она изготовлена методом штамповки с клепкой. Узел оснащается лонжеронами швеллерного типа, соединенными между собой штампованными поперечными ребрами. В задней части размещен крюк с резиновым амортизационным элементом, а спереди — пара жестких крюков для буксирования.

Фронтальная подвеска оборудована продольными рессорами, передние края которых зафиксированы на раме посредством пальцев и «ушей». При этом задние концы узла — «скользящего» типа. Задний аналог — балансирной конфигурации с парой продольных рессор. Амортизаторы спереди — гидравлические телескопы двухстороннего действия.

Рулевое управление и тормоза

Рассматриваемый оборудован рулевой системой с гидроусилителем, помещенный в общий отсек с механизмом управления. Последний элемент представляет собой рабочую пару с винтом и гайкой на шарнирах, а также рейку с зубчатым зацеплением. Насос гидравлического усилителя — пластинчатого типа, во вращение приводится при помощи ремня шкива коленвала. Продольно-поперечные тяги — с головками на шаровых элементах, оснащаются сухарями самоподжимной разновидности.

Тормоза грузовика — барабанные с парой внутренних колодок. Разжим деталей производится при помощи кулачкового механизма, имеющегося на всех колесах. В диаметре барабан составляет 42 сантиметра, колодки по ширине — 10 см. При активации тормозной системы в работу включается пневматика, без осевого разделения. Стояночный блок смонтирован на валу трансмиссии, также барабанного типа. Тормозной путь при скорости 60 км/ч — примерно 25 метров.

Трансмиссионный узел

Зная, какой вес ЗИЛ-131, нужно понять тип системы, контролирующей процесс движения такой габаритной машины. Рассматриваемый грузовик оборудуется механической коробкой передач на пять режимов. В схему блока входит пара инерционных синхронизаторов. «Раздатка» также механическая, карданная передача — открытой конфигурации.

Сухое однодисковое сцепление агрегирует с гасителем вращательных колебаний пружинной разновидности. Элемент размещен на ведомом диске. Количество трущихся пар — две, фрикционные накладки сделаны из асбестового состава. Некоторые модели авто оснащаются лебедкой, добавочным червячным редуктором, длина троса — 65 метров.

Кабина и кузов

Кабина рассматриваемого грузовика цельнометаллической конфигурации, на три места с дополнительной тепловой изоляцией. Отапливается узел жидкостным способом, от охлаждающей системы мотора с вентилятором центробежного типа. Управление обогревателем осуществляется при помощи специальной заслонки на щитке кабины. Вентиляция обеспечивается посредством опускающихся стекол, поворотных форточек и канала в правом брызговике крыла. Кресла внутри раздельные, водительское сидение регулируется, подушки сделаны из губчатого резинового состава.

Кузов авто ЗИЛ 131 — это деревянная платформа с металлическим окаймлением и поперечными балками основы. Из всех бортов только задний элемент является откидным. Грузовая платформа предназначена для транспортировки людей. На отсеках боковых бортов имеются откидные лавочки на 16 мест. Кроме того, предусмотрена дополнительная восьмиместная скамейка, расположенная в средней части кузова. Защитный тент устанавливается на съемные дуги.

Особенности

На базе универсального шасси указанного грузового автомобиля выпускались различные модификации специального транспорта. Среди них:

  1. Пожарные авто.
  2. Бензовозы и топливозаправщики.
  3. Заправщики масла.
  4. Автоцистерны.
  5. с повышенным показателем массы.

Для военных лабораторий, мастерских, радиостанций, штабных версий использовались стандартные кузова универсальные, герметизированные. Они оборудовались специальными фильтрационными системами, которые выполняют забор воздушных масс снаружи и поставляют их в фургон, одновременно обеззараживая салон.

КУНГ от ЗИЛ 131, размеры и вес:

  • длина — 4,8 м;
  • высота — 1,95 м;
  • ширина — 2,2 м;
  • масса (сухая/снаряженная) — 1,5/1,8 т.

Итог

Как показала многолетняя практика, автомобиль ЗИЛ 131 проявил себя как надежный, выносливый и простой в обслуживании грузовик. Основным его преимуществом является высокий показатель проходимости, что гарантирует прохождение с полной загрузкой размытых и глинистых участков. Дополнительный бонус — наличие понижающей передачи, а механическая подкачка шин позволяет регулировать давление в колесах, в зависимости от дорожного покрытия и нагрузки на оси.

Кроме того, водители отмечают относительно комфортную кабину, облегченный доступ к основным деталям, что повышает ремонтопригодность машины. Несмотря на то что серийный выпуск этого транспортного средства завершен много лет назад, его можно встретить в различных отраслях хозяйства до сих пор.

На протяжении почти 50 лет выпускался грузовой автомобиль ЗИЛ-131.

Он обладает большим количеством самых разных достоинств. В основном эксплуатировали его в армии.

Существует немало разнообразных модификаций данного автомобиля на базе универсального шасси.

Двигатель автомобиля

Несмотря на то, что первый серийный образец рассматриваемого автомобиля был выпущен в далеком 1966 году, технические характеристики мотора во многих сферах удовлетворяют запросы российской армии даже сегодня:

Наименование параметраХарактеристикаЕдиницы измеренияТип двигателяКарбюраторный, четырехтактныйКоличество рабочих цилиндров8шт.Тип охлажденияЖидкостноеКлапаныВ верхней части двигателяДиаметр рабочих цилиндров100ммРабочий объем камеры сгорания6лДлина пути хода поршня95ммСжатие6,5Максимальная мощность двигателя150л. с.Крутящий момент при 2 000 об/мин410Н×м

Благодаря большой мощности и высокому крутящему моменту ЗИЛ-131 мог развивать по трассе скорость до 85 км/ч. Учитывая год выпуска, этот параметр можно назвать довольно впечатляющим.

Далеко не каждый легковой автомобиль тех лет мог передвигаться так быстро, не говоря уже о грузовиках такой большой массы.

Расход топлива ЗИЛ-131, изображенного на фото справа, при смешанном цикле езды составляет 49,5 л на 100 км при средней скорости 60 км/ч.

Согласно техническим характеристикам мотор рассчитан на работу с бензином АИ-76 или аналогичным, но с большим октановым числом.

КУНГ и иные модификации

Рассматриваемая модель грузовика оказалась настолько удачной, что на его базе выпускали большое количество различных модификаций.

Особенно популярен ЗИЛ-131 КУНГ. Данная аббревиатура расшифровывается как «кузов унифицированный нулевого габаритного размера».

Его каркас выполнен из уголков и швеллеров различных размеров, обшитых сверху металлическими листами.

Изнутри данный кузов-фургон ЗИЛ-131 обшивается пенопластом или иным теплоизолирующим материалом, после все закрывается покрытой антисептиком фанерой, что улучшает технические характеристики всего автомобиля.

Независимо от предназначения, все рассматриваемые грузовики с КУНГом оснащаются:

  • отоплением;
  • вентиляцией;
  • всевозможным бытовым оборудованием;
  • системой освещения (плафонами на потолке).

Уникальность ЗИЛа-131 КУНГ заключалась в присутствии в его кузове специальной фильтрационной установки ФВУА-100Н-12.

Она осуществляла забор воздуха из окружающей среды и обеззараживала его. Создавалось избыточное давление, что позволяло обезопасить пространство внутри фургона.

Отопительная система была полностью автономна, тепло выделялось путем сжигания дизельного топлива.

Также на базе рассматриваемого грузовика производили следующие модификации с хорошими техническими характеристиками:

  • ЗИЛ-131НА оснащался негерметичным и неэкранированным оборудованием;
  • ЗИЛ-131В – седельный тягач;
  • АТЗ-3 и подобные использовались в качестве топливозаправщиков;
  • МЗ-131 – маслозаправщики;
  • АЦ-40 – пожарная машина.

Уже после того, как производство данного грузовика было официально остановлено, он все же продолжал выпускаться с аналогичными тактико-техническими характеристиками, но уже как АМУР-521320.

Масса, габариты, грузоподъемность

Масса и габаритные характеристики автомобиля рассматриваемого типа относительно невелики, несмотря на его основное предназначение. Параметры следующие:

  • снаряженная масса модели без лебедки – 6 135 кг;
  • снаряженная масса модели с лебедкой – 6 375 кг.

Хотя, согласно техническим характеристикам, вес механизма лебедки автомобиля ЗИЛ-131 довольно существенен, ее наличие всегда обосновано, поскольку она позволяет справиться с передвижением в крайне сложных и экстремальных условиях местности.

Полная масса автомобиля:

  • при наличии лебедки – 10 425 кг;
  • без лебедки – 10 185 кг.

Максимальная грузоподъемность составляет всего 3 500 кг. Также при необходимости рассматриваемую технику можно использовать совместно с прицепом.

Его допустимая масса зависит от дорожных условий, в которых передвигается ЗИЛ-131:

  • масса при движении по дороге с твердым покрытием – 6 500 кг;
  • при движении по грунтовке – 4 000 кг.

Базовая версия автомобиля имеет следующие габаритные размеры:

  • длина от переднего бампера до задней части кузова, мм – 7 040;
  • высота без тента, мм – 2 480;
  • высота с тентом, мм – 2 975;
  • ширина от левого колеса до правого, мм – 2 500.

Клиренс ЗИЛа-131 составляет целых 330 мм, что позволяет без особых затруднений передвигаться даже по пересеченной местности – в лесах, по полям или же иным подобным местам.

Расстояние между колесами – 3,35 м +1,25 м. Ширина передней и задней колей одинакова и составляет 1,82 м. Радиус разворота – целых 10,8 м. Учитывая длину кузова, данный параметр не так уж велик.

Тормозной путь составляет 29 м при 50 км/ч. Причиной тому является большая инерция, возникающая из-за массы всего автомобиля и фургона с людьми, а также всем имеющимся оборудованием.

Конструкция шасси

Шасси рассматриваемого автомобиля включает в себя следующие основные составные части:

  • механизмы управления;
  • ходовую часть;
  • главную силовую передачу (трансмиссию).


Механизмы управления ЗИЛом-131 включают в себя:

  • рулевое управление с гидроусилителем, имеющее механическую связь с передними колесами;
  • тормозную систему.

Ходовая часть включает в себя следующие составные части:

  • раму;
  • оси, на которых расположены колеса;
  • подвески.

Главная передача данного грузовика является двойной, ее передаточное число равно 7.34.

Особенности грузовика

Важно! Особенностью автомобиля данного типа является то, что передний мост включается электропневматическим приводом.

Орган, позволяющий его задействовать, располагается на приборной панели внутри кабины и представляет собой обычный металлический двухпозиционный тумблер.

Также передний мост можно было включить при помощи рычага переключения скоростей.

Коробка передач ЗИЛ-131 по своим техническим характеристикам – механического типа.

Вторая и третья передачи оснащаются специальными замками. Они предотвращают произвольное выключение скорости в случае, если нагрузка на двигатель быстро возрастает. Это чрезвычайно актуально во время затяжного подъема.

Для своего года выпуска ЗИЛ-131 оснащается довольно продвинутой электроникой.

В конструкции использованы генератор переменного тока с большим запасом мощности, а также бесконтактное зажигание с электронным коммутационным устройством.

Кроме того, имеется специальное вибрационное устройство, обеспечивающее передвижение в течение 30 часов без остановки своим ходом. Все это было в новинку для тех годов, когда рассматриваемый автомобиль начал серийно выпускаться.

Кабина

Кабина на ЗИЛе-131 используется каркасного типа, снаружи она обшивается листовым металлом, изнутри присутствует утеплитель различного типа. Его наличие позволяет водителю чувствовать себя комфортно даже в сильный мороз.

Проветривание салона осуществляется путем открытия специальных форточек в дверях, а также боковых окон.

Все подвижные элементы снабжаются специальными резиновыми уплотнителями, их присутствие позволяет осуществлять закрывание максимально герметично.

На приборной панели автомобиля находится все необходимое для осуществления мониторинга основных параметров двигателя:

  • датчик уровня бензина;
  • вольтметр/амперметр;
  • спидометр;
  • датчик давления масла;
  • датчик температурный;
  • тахометр.

Все органы управления, необходимые для комфортной эксплуатации автомобиля, присутствуют в зоне досягаемости водителя.

Рычаг включения поворота располагается на рулевой колонке. Все остальное находится на приборной панели правее тахометра.

Рукояти органов управления имеют наиболее подходящую для осуществления хвата форму, что позволяет выполнять различные операции с максимальным удобством.

Кресла водителя и пассажиров не отличаются большим количеством регулировок.

Но, несмотря на это, нахождение в данной кабине достаточно приятно: конструкторы изготавливали сиденья с учетом антропометрических параметров среднестатистического человека. Поэтому большинство водителей может управлять ЗИЛом-131 с большим комфортом.

Знаете ли вы, благодаря каким создаёт максимальную безопасность находящихся в ней людей?

В этом рассмотрены достоинства и недостатки экскаватора-погрузчика «Амкодор 352».

На кабине закреплены внушительного размера зеркала заднего вида. Их угол обзора дает возможность без особых затруднений обозревать все, что находится позади кабины, даже если передвижение осуществляется со специальным прицепом.

Цена

Несмотря на то, что модель выпускается уже довольно давно, она до сих пор пользуется спросом, поскольку отличается не только выносливостью и универсальностью, но также небольшой стоимостью.

Цена на конкретную машину непосредственно зависит от года выпуска, пробега и состояния:

Год выпускаПробег, кмСтоимость, руб.1985400 000160 0001990240 000179 0001993260 000190 000200050 000750 0002002111 000270 000

Также на стоимость модифицированных версий ЗИЛа-131 сильно влияет установленное на них оборудование. Например, база данного автомобиля с предустановленной буровой установкой может стоить от 1,5 до 2 млн руб.

Чем сложнее и дороже оборудование, тем выше цена автомобиля.

Стоимость ЗИЛа-131 с автовышкой может достигать 500-600 тыс. рублей.

Простота ремонта и дешевизна делают использование ЗИЛа-131 экономически обоснованным.

На сегодняшний день появилось довольно большое количество всевозможных грузовиков с аналогичными и даже лучшими рабочими параметрами.

Но при этом ЗИЛ-131 до сих пор успешно эксплуатируется во многих частях российской армии, а также в организациях, занимающихся геологической разведкой, бурением и строительством в качестве бортового самосвала.

Узнаем некоторые технические характеристики и причины популярности ЗИЛ-131 из следующего видео:

Трёхосный автомобиль ЗИЛ-131 – основная модель грузовика высокой проходимости московского Завода имени Лихачёва в период с 1966-го по 1994 год. Это одна из самых известных и узнаваемых повсюду в мире машин советского автопрома. ЗИЛ-131 – автомобиль, прежде всего, военный, который на протяжении десятилетий поставлялся в Советскую армию и в вооружённые силы стран – союзниц СССР.

Благодаря этой распространённости не только в социалистических государствах, но и во многих, так сказать, «банановых республиках», ЗИЛ-131, неожиданно для самого себя, сделал долгую и успешную кинокарьеру в Голливуде.

Кроме десятков фильмов про Джеймса Бонда и прочих многочисленных, менее известных, кино-бойцов «холодной войны», ЗИЛ-131 не раз появлялся в кадрах и современного зарубежного кино.

Команда «Неудержимых» быстро восстановила заброшенный ЗИЛ-131: Стэтхем разбирается с движком, Сталлоне осуществляет «мудрое руководство».

В тех же «Трансформерах», например. Или в «Неудержимых-2»: Сильвестр Сталлоне и его «dream-team» из звёзд ретро-боевиков лихо ворвались на военном «ЗИЛке» прямо в логово террористов! При этом создатели всех этих фильмов – и прежнего, и нового времени, во время их съёмки ни разу не побывали не то что в России, но даже и в СНГ.

ЗИЛ-131 – полноприводной грузовик переднемоторной компоновки с колёсной формулой 6х6. Изначально он создавался как машина повышенной проходимости. Для перевозки грузов и людей, а также для буксировки прицепов – как по дорогам всех видов, так и по пересечённой местности.

В модельном ряде Завода имени Лихачёва ЗИЛ-131 пришёл на замену не менее известному, и даже легендарному внедорожному автомобилю .

По своим показателям проходимости ЗИЛ-131 не уступает даже гусеничной технике. Создавался данный грузовик на основе опыта производства своего предшественника – ЗИЛ-157. Новый ЗИЛовский грузовик повышенной проходимости была значительно усовершенствован; оснащён инновационным мостом, восьмислойными шинами с особенным рисунком протектора. У ЗИЛ-131 передний мост был сделан отключаемым, а на оба задних моста от раздатки идёт один общий карданный вал.

ЗИЛ-131 проявил себя как чрезвычайно выносливая машина для эксплуатации в любых климатических условиях, включая Крайний Север, тропические и экваториальные широты, демонстрируя стабильную и безотказную работу при температуре воздуха от –45 до +55 °С.

Разрабатывая ЗИЛ-131, конструкторы Завода имени Лихачёва успешно справились с задачей создания внедорожного армейского грузовика, недорогого в производстве, простого в эксплуатации и максимально унифицированного со своим «гражданским собратом».

Первым в серийное производство был всё же запущен новый массовый грузовик для народного хозяйства – ; а через три года после этого – армейский ЗИЛ-131. Однако уже менее чем через пять лет, с января 1971 года, он перестал быть сугубо военной машиной и начал массово производиться и как упрощённый народнохозяйственный грузовик –без узлов, свойственных армейским машинам.

Серийный, «классический» ЗИЛ-131 выпускался двадцать лет: с 1966-го по 1986-й год, когда был запущен в серию его модернизированный вариант – ЗИЛ-131Н. Эта версия была оснащена усовершенствованным двигателем (улучшены показатели экономичности, расширен рабочий ресурс), более современной оптикой и тентом из новых синтетических материалов.

Через несколько лет ЗИЛ-131Н стали пробовать оснащать не карбюраторными, а дизельными двигателями: собственным ЗИЛ-0550; моторами других производителей: Д-245.20; ЯМЗ-236 и даже Катерпиллар.

Однако широкого распространения модернизированный 131-й не получил, несмотря на то, что, кроме завода имени Лихачёва, он вплоть до 2006 года производился также на Уральском автомоторном заводе. Просто объёмы производства были уже далеко не те. На Урале, кстати, ЗИЛ-131Н в последние годы выпускался под наименованием Амур-521320.

Максимальный уровень производства грузовиков 131-й серии пришелся на 80-е годы, когда выпускалось до 48 тысяч таких машин в год. А численность занятых к тому времени на ЗИЛе рабочих достигала 120-ти тысяч человек. В общей же сложности автомобилей семейства ЗИЛ-131 завод имени Лихачёва построил 998 429 экземпляров. Абсолютное большинство из них, разумеется – в годы СССР. А за весь период 1987 – 2006 годов оба предприятия собрали 52 349 автомобилей обновлённой модификации – ЗИЛ-131Н.

Основные технические характеристики серийного ЗИЛ-131

  • Длина: 7,040м; Ширина: 2,500 м.
  • Высота (без груза): по кабине – 2,510 м; по тенту – 2,970 м.
  • Колёсная база: 3350 + 1250 мм.
  • Дорожный просвет: под передним мостом – 33 см; под промежуточным и задним мостами – 35,5 см.
  • Размер колеи передних и задних колёс одинаков: 1,820 м.
  • Наименьший радиус поворота на сухой асфальтированной дороге с выключенным передним мостом составляет: по середине колеи внешнего переднего колеса — 10,2 м; по крылу внешнего переднего колеса — 10,8 м.
  • Размер шин – 12,00-20″.
  • Размеры грузовой платформы (длина/ширина/высота, в миллиметрах): 3600 / 2322 / 346+569.
  • Погрузочная высота: 1430 мм.
  • Грузоподъемность по шоссе: 5 тонн; по грунтовому покрытию: 3,5 тонны.
  • Масса неснаряжённого автомобиля: 5,275 тонн.
  • Масса снаряженного автомобиля: 6,135 тонн – без лебёдки; 6,375 тонн – с лебёдкой.
  • Полная масса автомобиля: без лебёдки – 10,185 тонн; с лебёдкой – 10,425 тонн.

Распределение нагрузки, передаваемой на дорогу от массы снаряженного автомобиля через шины колес, составляет: 27,5/30,45 кН (2750/3045 кгс) – переднего моста; 33,85/33,30 кН (3385/3330 кгс) – задней тележки.

Распределение нагрузки, передаваемой на дорогу от полной массы автомобиля через шины колес, равно: 30,60/33,55 кН (3060/3355 кгс) – переднего моста; 71,25/70,70 кН (7125/7070 кгс) – задней тележки.

Параметры углов свеса таковы: переднего без лебёдки – 45 градусов, с лебёдкой – 36 градусов; заднего – 40 градусов.

Двигатели ЗИЛ-131

  • Основной, «родной» мотор серийного ЗИЛ-131 – это 4х-тактный восьмицилиндровый V-образный 90° карбюраторный двигатель объёмом в 6 литров. Его номинальная мощность (с ограничителем числа оборотов) составляет 150 лошадиных сил. Силовой агрегат принадлежит к верхнеклапанному типу двигателей, жидкостного охлаждения. Диаметр цилиндра составляет 100 мм; ход поршня – 95 мм. Степень сжатия – 6,5. Крутящий момент – 41 кГс*м (410 Нм). Удельный расход топлива составляет не менее 35-38 литров на 100 километров пути. Его немалые потребности в питании обеспечены двумя топливными баками по 170 литров.

  • Модернизированный в 1986-м году 150-сильный двигатель ЗИЛ-5081 V8 от прежнего мотора отличается головками блоков цилиндров с винтовыми впускными каналами и увеличенной до 7,1 степенью сжатия. Этот двигатель также был немного экономичнее своего предшественника.
  • Дизели, которыми, уже в своей новейшей истории, оснащался ЗИЛ-131: Д-245.20 – рядный четырехцилиндровый дизельный мотор рабочим объёмом 4,75 л. Номинальная мощность двигателя этого составляет 81 лошадиных сил, максимальный крутящий момент достигает 29,6 кГм. Расход дизтоплива составляет 18 литров на 100 км; ЯМЗ-236 – шестицилиндровый V-образный дизель объемом 11,15 литров. Номинальная мощность этого мотора составляет 180 л.с.; собственный четырёхтактным дизель завода имени Лихачёва ЗИЛ-0550 (6,28 л, 132 л.с.). Однако дизельный грузовик ЗИЛ-131 – это всё-таки большая редкость.

Рама и подвеска грузовика ЗИЛ-131

Рама ЗИЛовского «внедорожника» – штампованная, клёпаная, с лонжеронами швеллерного сечения, которые соединены штампованными поперечинами. Сзади располагается крюк с резиновым амортизатором; впереди на раме — два жёстких буксирных крюка.

Передняя подвеска — на продольных рессорах; передние концы рессор закреплены на раме при помощи ушков и пальцев, а задние концы рессор – «скользкие». Задняя подвеска – балансирная, на двух продольных рессорах. Амортизаторы (на передней подвеске) установлены гидравлические, телескопические, двустороннего действия.

Грузовик оборудован дисковыми колёсами с креплением на 8-ми шпильках. Передняя зависимая подвеска грузовика установлена на двух полу-эллиптических рессорах, снабжённых амортизаторами и задними скользящими концами. Задняя подвеска (балансирная) смонтирована на двух полу-эллиптических рессорах со скользящими концами и 6-ю реактивными штангами.

Рулевое и тормозное управление; трансмиссия ЗИЛ-131

Грузовик оборудован рулевым приводом с гидравлическим усилителем, расположенным в общем картере с рулевым механизмом. Рулевой механизм – рабочая пара – представляет собой винт с гайкой на циркулирующих шариках, и рейку, зацепляющуюся с зубчатым сектором.

Насос гидроусилителя рулевого привода – пластинчатый, двойного действия, приводимый во вращение ремнем от шкива коленчатого вала. Передаточное число рулевого механизма — 20. Продольная и поперечная рулевые тяги – с головками на шаровых пальцах, с самоподжимными сухарями.

Тормозные механизмы рабочей тормозной системы – барабанного типа с двумя внутренними колодками, разжимаемыми кулаком, установлены на всех колёсах. Диаметр тормозного барабана составляет 420 мм; ширина колодок – 100 мм.

Суммарная площадь тормозных накладок составляет 4800 см2. Привод тормозных механизмов при включении рабочей тормозной системы используется пневматический, без разделения по осям. Тормозных камер шесть, тип 16-й.

Тормозной механизм стояночной тормозной системы — барабанного типа с двумя внутренними колодками, разжимаемыми кулаком, установлен на валу трансмиссии. Путь торможения на сухом асфальтированном ровном шоссе со скорости 60 км/ч составляет около 25-ти метров.

ЗИЛ-131 оснащён механической пяти-ступенчатой коробкой передач, с двумя синхронизаторами инерционного типа для включения второй – третьей, четвёртой – пятой передач. Раздаточная коробка – механическая, 2-х ступенчатая (2,08:1 и 1:1); главная передача – двойная, с парой конических (передаточное число 1,583) и парой цилиндрических (передаточное число 4,25) зубчатых колёс. Карданная передача – открытого типа.

Сцепление однодисковое, сухое, с пружинным гасителем крутильных колебаний (демпфером) на ведомом диске. Фрикционные накладки выполнены из асбестовой композиции. Число пар поверхностей трения – 2.

Отдельные модификации автомобиля оснащены лебёдкой барабанного типа, дополненной червячным редуктором с максимальным тяговым усилием в 5000 кгс. Длина троса лебёдки составляет 65 метров.

Мосты грузовика ЗИЛ-131

Балки ведущих мостов стальные, сваренные из двух штампованных половин с приваренными фланцами и крышкой. Четыре карданных вала оснащены шарнирами на игольчатых подшипниках. Главная передача – двухступенчатая привод задних мостов (последовательный, проходной)

Включение привода переднего моста происходит автоматически (электропневматическим клапаном), при включении первой (понижающей) передачи в раздаточной коробке; принудительное – при включении второй (прямой) передачи переключателем, установленным на переднем щите кабины.

При включении переднего моста на щитке приборов в кабине загорается контрольная лампа. При запуске рычагом понижающей передачи, входящим в состав раздаточной коробки, принудительно включался пневмопривод переднего моста.

ЗИЛ-131 оборудован бесконтактной системой зажигания, оснащённой электронным коммутатором, и автомобильным генератором увеличенной мощности. Дополнительно имеется аварийный генератор, позволяющий в случае выхода из строя электронного коммутатора передвигаться своим ходом около 30-ти часов, без существенной потери в динамике.

Кабина ЗИЛ-131

Кабина цельнометаллическая, трёхместная, теплоизолированная. Отопление кабины — водяное, от системы охлаждения двигателя, с центробежным вентилятором. Ручка управления заслонкой канала отопителя расположена на щите кабины. Вентиляция кабины осуществляется через опускающиеся стёкла, поворотные форточки дверей и канал в правом брызговике крыла.

Сиденья в кабине раздельные. При этом сиденье водителя является регулируемым, пассажирское сиденье – двухместным. Подушки сидений выполнены из губчатой резины.

Грузовая платформа и кузов базового ЗИЛ-131

Кузов ЗИЛ-131 представляет собой деревянную платформу с металлической оковкой и металлическими поперечными брусьями основания. Передний и боковые борта кузова –глухие, задний борт – откидной.

Платформа грузовика приспособлена для перевозки людей: на решётках боковых бортов предусмотрены откидные скамейки на 16 посадочных мест, имеется также дополнительная средняя съёмная скамейка на 8 мест. Кузов закрывается тентом на устанавливаемые дуги.

Обзор модификаций ЗИЛ-131

  • ЗИЛ-131 – базовый вариант, массовое производство которого продолжалось с 1966-го по 1986-й год.
  • ЗИЛ-131А – специальная версия с неэкранированным электрооборудованием. Отличалась от базовой модификации в отсутствии особого военного оборудования, средней скамейки в кузове и фары-искателя.
  • ЗИЛ-131В – седельный тягач, разработанный на базе ЗИЛ-131. В данной модификации автомобилю укоротили раму; оснастили его седельно-сцепным устройством и двумя запасками. Тягач ЗИЛ-131В мог перевозить полуприцеп весом 12 тонн (по шоссе с твёрдым покрытием) или 10 тонн (по грунтовым дорогам). Выпускался с 1968 по 1986-й год.

  • ЗИЛ-131Д – самосвал. Такое же наименование, кстати, получила в 1992 году редкая и «экзотическая» версия 131-го ЗИЛа, оснащённая импортным дизелем «Катерпиллар», которая, в очень скромных количествах, производилась до 1994-го года.
  • ЗИЛ -131С и ЗИЛ -131АС – грузовики для районов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Эти модификации оснащались кабиной с автономным отопителем, резинотехническими изделиями, устойчивыми к морозу, дополнительной теплоизоляцией, штатными противотумаными фарами, теплоизоляцией аккумулятора и двойными стеклами. Предназначены для использования при температуре до -60 градусов. Собирались в Забайкалье, на Читинском автосборочном заводе.
  • ЗИЛ-131Х – версия, адаптированная для пустынного и тропического климата.
  • ЗИЛ-131Н – модернизированная в 1986 году версия базовой модели. Нововведения: усовершенствованный мотор ЗИЛ-5081 V8, с увеличенным до 250 тысяч км ресурсом, тент из более современных синтетических материалов и улучшенная оптика.
  • ЗИЛ-131НА – версия ЗИЛ-131Н, оснащённая неэкранированным электрооборудованием.

  • ЗИЛ-131НВ – седельный тягач с усовершенствованной платформой.
  • ЗИЛ-131Н1 – модификация со 105-сильным дизельным двигателем Д-245.20;
  • ЗИЛ-131Н2 – версия со 132-сильным дизельным мотором ЗИЛ-0550;
  • ЗИЛ-131НС, ЗИЛ-131НАС и ЗИЛ-131НВС – модифицированные варианты северного исполнения;
  • ЗИЛ-131-137Б – автопоезд.

Спецмашины на базе ЗИЛ-131

Существенный объём в производстве занимало универсальное шасси, предназначенное для монтажа различных надстроек и специального оборудования. Кроме хорошо всем известных пожарных машин, на шасси ЗИЛ-131 также выпускались:

  • Бензовозы-топливозаправщики: АТЗ-3,4-131, АТЗ-4,4-131, АТЗ-4-131;
  • Маслозаправщики: МЗ-131;
  • Универсальные автоцистерны: АЦ-4,0-131, АЦ-4,3-131.
  • Аэродромные передвижные агрегаты (тягачи): АПА-50М; АПА-35-2В. Интересно, что эти, служащие в авиации, ЗИЛы-131 имели полную массу свыше официально разрешённой: 10,950 и 11,370 тонн соответственно.

Для армейских вариантов мастерских, лабораторий, передвижных радиостанций, командно-штабных машин были разработаны стандартные кузова-фургоны КУНГ К-131 и КМ-131. Эти КУНГи оснащались специальной фильтрационной установкой ФВУА-100Н-12. Она производит забор воздуха из окружающей атмосферы и подаёт в фургон, одновременно обеззараживая его.

avtomtk.ru Всё для ремонта и покраски автомобиля.
Яндекс.Метрика
Для любых предложений по сайту: [email protected]