Самодельный газоанализатор СО2 для автомобилей. Газоанализатор — компьютерная диагностика автомобиля своими руками Принцип функционирования лямбда-зонда
Простойавтомобильный однокомпонентныйгазоанализатор предназначен дляизмерения содержания в выхлопных газахтолько оксида углерода СО, главнымобразом использует способ дожиганияне полностью сгоревших компонентов ввыхлопных газах. Дожигание СО выполняетсяв измерительной камере прибора припомощи специальной нагретой нити, приэтом изменение температуры нити ихарактеризует содержание СО в газах.Точность показаний такого газоанализатораневелика и зависит во многом от содержанияещё одного компонента — углеводородаСН.
Рисунок3.Принципиальнаясхема двухкомпонентного газоанализаторана СО и углеводороды
1- зонд; 2…4 — фильтры; 5 — насос для подачивыхлопных газов; 6 — измерительная кювета(камера); 7 — источник инфракрасногоизлучения; 8 — синхронный двигатель; 9 -обтюратор; 10 — сравнительная кювета(камера) СО; 11 — инфракрасный лучеприемникСО; 12 — мембранный конденсатор; 13, 16 -усилители; 14 — сравнительная кювета(камера) С nН m ;15 — инфракрасный лучеприёмник С nН m ;17,19 — индикаторы содержания углеводородови СО; 18 — измерительная кювета (камера)С nН m
Определениесодержания вредных веществ в отработанныхгазах современными многокомпонентнымигазоанализаторами для автомобиляпроизводится без использования химическихреактивов, в основном тепловым(инфракрасным) способом измерения. Методоснован на принципе измерения величиныпоглощения теплового излучения различнымисоставляющими выхлопных газов.Спектрометрический блок современногогазоанализатора работает по принципучастичного поглощения энергии световогопотока, который проходит через газ.Молекулы любого газа представляют собойколебательную систему, которая способнапоглощать инфракрасное излучение тольков строго определенном диапазоне волн.Таким образом, если через колбу с газомпропускать стабильный инфракрасныйпоток, то часть его будет поглощенагазом. Более того, в таком случае поглощенабудет только та небольшая часть всегоспектра светового потока, которуюназывают абсорбционным максимумомданного газа. При этом, чем концентрациягаза в колбе выше, тем большее будетнаблюдаться поглощение.
Измеритьконцентрацию того или иного газа вгазовой смеси путем измерения поглощениясоответствующей длины волны, позволяеттот факт, что разным газам соответствуютразные абсорбционные максимумы. Такимобразом, определить концентрацию каждогоиз газов в выхлопе двигателя можноизмеряя снижение интенсивности световогопотока в той части спектра, котораясоответствует абсорбционному максимумуопределенного газа.
Спектрометрическийблок прибора работает следующим образом:
Черезизмерительную кювету, которая представляетсобой трубку с закрытыми оптическимстеклом концами, прокачивают отработанныегазы, предварительно отфильтрованныеи очищенные от сажи и влаги. С однойстороны трубки устанавливаетсяизлучатель, который представляет собойспираль, нагреваемую электрическимтоком, температура которой строгостабилизируется на одной отметке. Такойизлучатель генерирует стабильный потокинфракрасного излучения.
Сдругой стороны измерительной кюветыустанавливают светофильтры, которыеиз всего потока излучения выделяют тедлины волн, которые соответствуютабсорбционным максимумам исследуемыхгазов. Поток, после прохождениясветофильтров, попадает в приемникИК-излучения, который измеряетинтенсивность этого потока и преобразуетеё в информацию о концентрации газов ввыхлопе автомобиля.
Посколькуданный метод применим только дляизмерения концентрации СО 2 ,СО и СН, то на следующем этапе смесьвыхлопных газов из измерительной кюветыпоступает последовательно на датчикиэлектрохимического типа для измерениякислорода O 2и оксидов азота NO X .При этом, электрохимические датчикивырабатывают электрический сигнал снапряжением, пропорциональным концентрациикислорода и оксидов азота.
Такимобразом, выполняется замер концентрациивсех значимых газов: СО, СН иСО 2 –психрометрическимметодом, О 2 иNО X –электрохимическими датчиками. Обработкасигналов со спектрометрического блокаи электрохимических датчиков в современномгазоанализаторе выполняется при помощимикропроцессорной электронной схемы.
Послеобработки сигналов, информация осодержании газов выводится на экранприбора: СО, СО 2 иО 2 -в процентах, а СН и NО X -в ppm (parts per million), «частей на миллион». Обозначение в ppm связано с тем, чтоконцентрация таких газов в выхлопекрайне мала, и поэтому неудобноиспользовать проценты для обозначенияих количества.
Соотношениемежду процентами и ppm можно описатьследующим равенством:
Так,например, в отработанных газах обычногодвигателя внутреннего сгорания легковогоавтомобиля содержание CH составляетоколо 0.001%-0.01%. Сложность использованияв работе таких значений и предопределиломассовое распространение ppm в качествеединицы обозначения концентрации.
Газоанализатор– это сложный прибор, качество которого,в первую очередь, определяется точностьюи надежностью спектрометрическогоблока. Спектрометрический блок – этосамая сложная и дорогая часть прибора,поэтому, при эксплуатации очень важносоздать условия для его сохранности идолговечности. Сажа, влага и другиемеханические частицы, оседая на стенкахблока, приводят к заметному разбросупоказаний спектрометрического блока,а в конечном итоге – к его поломке.Поэтому, до того, как попасть в измерительныйблок, выхлопные газы должны пройтиспециальную подготовку, которая состоит,как правило, из нескольких этапов:
грубая очистка отработанных газов. Выполняется при помощи фильтра, который устанавливается на входе в прибор, либо непосредственно в зонде забора пробы. На этом этапе выхлопные газы очищаются от сажи и других крупных механических частиц.
очистка отработанных газов от влаги. Производится при помощи отделителя влаги, который может иметь самые разнообразные конструкции. На этом этапе от потока газов отделяются, а затем удаляются капли влаги, которые конденсируются на внутренних поверхностях зонда, а также соединительного шланга. Удаление конденсата из накопителя производится либо автоматически, либо вручную оператором.
тонкая фильтрация. При помощи фильтра тонкой очистки производится окончательная фильтрация мельчайших механических частиц. Фильтров тонкой очистки может быть несколько, при этом, они устанавливаются последовательно друг за другом.
Из статьи вы узнаете, как изготавливается обманка лямбда-зонда своими руками и стоит ли ее устанавливать на свой автомобиль. От того, насколько качественно сгорает топливовоздушная смесь в двигателе, зависит его коэффициент полезного действия. Очень важно подобрать оптимальную пропорцию содержания бензина и воздуха в зависимости от нагрузки на двигатель.
Если в старых автомобилях все настройки качества и количества топлива зависели от регулировок карбюратора, то в современных дело обстоит несколько иначе. Все отдано в надежные руки микропроцессорной техники и огромного числа датчиков.
Как работает инжекторная система впрыска
Содержание страницы
- 1 Как работает инжекторная система впрыска
- 2 Сколько датчиков в автомобиле
- 3 Принцип функционирования лямбда-зонда
- 4 Конструктивные особенности датчика кислорода
- 5 Типы датчиков
- 6 Определение неисправности датчика кислорода
- 7 Причины поломок
- 8 Диагностика неисправностей
- 9 Ресурс датчика кислорода
- 10 Самодельный прибор-обманка
- 11 Электронная обманка
- 12 Прошивка электронного блока управления
- 13 Заключение
Можно выделить несколько самых важных узлов, которые имеются в инжекторной системе:
- Топливный бак.
- топлива в одном корпусе с насосом и фильтром.
- Топливная рампа (установлена в моторном отсеке на впускном коллекторе).
- Форсунки, обеспечивающие подачу бензиновой смеси в камеры сгорания.
- Блок управления. Как правило, он смонтирован в салоне автомобиля, позволяет контролировать подачу топливовоздушной смеси.
- Система выпуска отработавших газов, которая обеспечивает полное уничтожение вредных веществ.
Именно в последней устанавливается обманка лямбда-зонда. Своими руками («Лансер 9» или «Лада» у вас, не имеет значения) сделать ее можно довольно просто. Но следует и осознавать все последствия установки «заглушки». Обманка лямбда-зонда своими руками на «Приору» может быть изготовлена и простой конструкции, в любом случае она окажет значительное влияние на работу двигателя.
Сколько датчиков в автомобиле
Монтируются в систему выпуска отработавших газов современных автомобилей с инжекторной системой впрыска топлива. В системе может быть как один, так и два датчика кислорода. Если устанавливается один, то он расположен после каталитического нейтрализатора. Если же два, то до и после.
Причем один измеряет процентное содержание кислорода сразу на выходе из цилиндров и посылает свой сигнал на электронный блок управления. Второй же, который смонтирован после катализатора, необходим для корректировки показаний первого.
Принцип функционирования лямбда-зонда
Вся автомобильная электроника, которая отвечает за правильное образование смеси, участвует в распределении топлива по форсункам. При помощи датчика кислорода определяется необходимое количество воздуха, чтобы образовалась качественная смесь. Благодаря тонким настройкам лямбда-зонда удается достичь высокую степень экологичности и экономичности.
Топливо сгорает полностью, на выходе из трубы практически чистый воздух — это плюс экологии. Точнейшая дозировка воздуха и бензина — это выигрыш в экономии топлива. Конечно, вкупе с датчиками кислорода обеспечивает стабильную работу двигателя. Но вот за счет того, что изготавливается из драгоценных металлов, его стоимость крайне высока. И при выходе его из строя замена выльется в копеечку. Поэтому возникает мысль: «Но есть же обманка лямбда-зонда, своими руками (ВАЗ-2107 даже нуждается в замене датчика кислорода) ее сделать не составит труда».
Конструктивные особенности датчика кислорода
Внешний вид у этого прибора простой — длинный электрод-корпус, от которого отходят провода. На корпусе напыление платины (именно об этом драгоценном металле и шла речь выше). А вот внутреннее устройство более «богатое»:
- Металлический контакт, который соединяет провода для подключения с активным электрическим элементом датчика.
- Уплотнитель из диэлектрика для обеспечения безопасности. В ней имеется небольшое отверстие, через которое поступает внутрь корпуса воздух.
- Циркониевый электрод скрытого типа, который находится внутри керамического наконечника. При протекании тока по этому электроду происходит его нагрев до температуры в интервале 300…1000 градусов.
- Экран защиты с отверстием для отвода выхлопных газов.
Типы датчиков
Два основных типа датчиков кислорода, которые на сегодняшний день используются в автомобильной технике:
- Широкополосные.
- Двухточечные.
Независимо от типа, они имеют практически идентичное устройство внутреннее. Внешние сходства, как понимаете, тоже имеются. А вот принцип работы существенно отличается. Широкополосный датчик кислорода — это модернизированный двухточечный.
В нем имеется закачивающий компонент, который, благодаря колебаниям напряжения, подает сигнал на электронный блок управления. На этот элемент подача тока может либо усиливаться, либо становиться слабее. При этом небольшое количество воздуха попадает в зазор и анализируется. Именно на этом этапе происходит замер концентрации СО в отработанном газе. Но иногда изготавливается и устанавливается обманка лямбда-зонда своими руками. «Шевроле Ланос», например, с ней работает стабильно и не выдает ошибок после заправок плохим бензином.
Определение неисправности датчика кислорода
Конечно же, этот элемент не вечен, несмотря на его высокую стоимость и платину в составе. Само собой, лямбда-зонд не является исключением и в один прекрасный момент может приказать долго жить. И будут проявляться некоторые симптомы:
- Резко возрастает в отработанных газах уровень содержания СО. Если на автомобиле установлен датчик кислорода, а уровень СО крайне высокий, то это говорит о том, что прибор контроля вышел из строя. Определить содержание вредных веществ можно только при помощи газоанализаторов. Но для личных целей его приобретать нерентабельно.
- Резко Обратите внимание на бортовой компьютер. Посмотрите, какой текущий расход бензина. Это самый простой способ. Также можно судить и по частоте заправок.
- И последний признак — это загоревшаяся на приборной панели лампа, сигнализирующая о наличии неисправностей в двигателе.
Если нет возможности провести анализ выхлопного газа при помощи специального прибора, можно это сделать визуально. Светлый дым — это признак того, что в топливной смеси слишком много воздуха. Черный же говорит о большом количестве бензина. Следовательно, можно судить о неправильной работе системы. Но картина иная, если стоит обманка лямбда-зонда. Своими руками («Фольксваген», ВАЗ, «Тойота» — для любого авто) изготавливается такое устройство довольно просто.
Причины поломок
Стоит обратить внимание на то, что датчик кислорода находится в эпицентре горения топлива. Следовательно, состав бензина оказывает значительное влияние на работу лямбда-зонда. Если бензин содержит много примесей, не соответствует ГОСТу, низкого качества, то датчик кислорода будет выдавать ошибку или неверный сигнал на электронный блок управления. В худшем случае прибор выходит из строя. И случается это по причине высокого содержания свинца, который отлагается на датчике и нарушает его функционирование. Но могут быть и другие причины поломок:
- Механическое воздействие — вибрации, слишком активная эксплуатация автомобиля, приводят к повреждению или прогоранию корпуса. Выполнить ремонт или восстановление невозможно, рациональный выход — это покупка нового и установка.
- Неправильная работа системы топливоподачи. Если топливовоздушная смесь не полностью сгорает, то сажа начинает оседать на корпусе лямбда-зонда, а также попадает внутрь через отверстия для впуска воздуха. Конечно, первое время помогает чистка устройства. Но если оно нуждается в этой процедуре все чаще, то придется устанавливать новый прибор.
Старайтесь время от времени проводить диагностику своего автомобиля. В этом случае для вас не будет неожиданностью выход из строя какого-либо элемента.
Диагностика неисправностей
Конечно, наиболее точный ответ о поломках даст только диагностика на специализированном оборудовании. Но выявить поломку датчика можно и самостоятельно, достаточно прочитать внимательно об особенностях датчика и его характеристиках. А вот устанавливается крайне редко обманка лямбда-зонда. Своими руками (ВАЗ-2114 или любой другой автомобиль если у вас) сделать заглушку-обманку можно из подручных средств в буквальном смысле. Алгоритм поиска неисправности таков:
- Открываете капот и находите выпускной коллектор. Проводить работы нужно на остывшем двигателе, так как можно получить серьезные травмы. Находите на каталитическом нейтрализаторе лямбда-зонд.
- Проведите внешний осмотр. Загрязнение, сажа, светлый налет — признаки неверной работы топливной системы. Причем последний признак говорит о том, что слишком много свинца в газах.
- Проводите замену датчика кислорода и диагностируете всю топливную систему заново. Если загрязнений не наблюдается, нужно продолжить поиск неисправностей.
- Отключите штекер датчика и присоедините к нему вольтметр с шкалой до 2 Вольт. Запустите двигатель и увеличьте обороты до 2500 в минуты, затем снижайте вплоть до значения холостого хода. Изменение напряжения должно быть несущественным — в диапазоне 0,8..0,9 вольт. Если нет изменения, либо напряжение равно нулю, можно говорить о поломке датчика.
Также можно судить о поломке по иным характеристикам. В вакуумной трубке создаете искусственно разрежение. При этом напряжение должно быть очень низким — менее 0,2 Вольт.
Ресурс датчика кислорода
Чтобы обеспечить бесперебойную и стабильную работу автомобиля, нужно регулярно проводить технический осмотр. Например, лямбда-зонд нуждается в осмотре каждые 30 тысяч километров пробега. Причем ресурс у него не более ста тысяч — не стоит эксплуатировать автомобиль со старым датчиком — это только приведет к тому, что двигатель придется подвергать ремонту намного раньше. И возникает вопрос — подойдет ли на ваш автомобиль обманка лямбда-зонда? Своими руками на «Калину» такой прибор сделать можно за несколько минут.
Но вот есть один нюанс. Автомобилист не может гарантировать то, что топливо, которым он заправляет машину, качественное. Конечно, каждый привык заливать тот бензин, который продают на его излюбленной заправке. Но кто знает, что за состав у бензина, который разливают там? Поэтому старайтесь доверять заправкам «брендовым», которые дорожат своим именем. Но если нет рядом хороших заправок, то придется довольствоваться тем, что имеется под боком. И горящая лампа ошибки ДВС — это частое явление, избавиться от которого поможет установка обманки.
Самодельный прибор-обманка
Все зависит от того, какими средствами вы располагаете. Стоит заметить, что обманка лямбда-зонда своими руками на ВАЗ может быть и самой демократичной, все равно она работает безотказно. Самый дешевый вариант — самоделка. Изготавливается корпус из бронзы. Этот металл лучше выбирать, так как у него очень большое сопротивление к нагреву. Причем размеры этой болванки должны быть точно такие же, как у самого датчика, дабы не просачивались выхлопные пары. По сути, это проставка с небольшим отверстием — не более трех мм. Проставка эта вкручивается на место датчика. А сам лямбда-зонд устанавливается в проставку.
Между датчиком и отверстием в болванке находится слой керамической крошки, на которой нанесен слой катализатора. Благодаря этому проходит через тонкое отверстие и окисляется крошкой. Результат — значительное снижение уровня СО. Следовательно, обманывается стандартный датчик кислорода. Но такие устройства можно установить на бюджетные автомобили. Более дорогие машины не стоит подвергать переделкам.
Электронная обманка
Но если есть навыки в монтаже электрических схем, можно изготовить самодельное устройство. Вам потребуется всего один из этих двух элементов — резистор или конденсатор. Но не для всех подойдет такая обманка лямбда-зонда. Своими руками («Субару Форестер» или ВАЗ, не имеет значения) изготовить ее можно по одному из предложенных вариантов. Но будьте внимательны, ведь непонимание процесса работы обманки скажется на функционировании всего блока управления. И если не уверены, лучше приобретите готовую на микроконтроллере. Она хороша тем, что может самостоятельно провести следующие действия:
- Оценить концентрацию газа на первом датчике.
- Далее происходит формирование импульса, который соответствует сигналу, который был получен ранее.
- Выдает для электронного блока управления усредненные показания, которые позволяют нормально работать двигателю.
Прошивка электронного блока управления
Самый действенный способ — это полностью изменить программу, заложенную в блоке управления. Суть всей процедуры в том, чтобы избавиться полностью или частично от какой-либо реакции на изменение показаний, поступающих с датчика кислорода. Но обратите внимание на то, что гарантия при этом пропадает на автомобиль. Поэтому для новых машин такой способ, как, впрочем, и любой другой, не подойдет.
Заключение
И самое главное — подумайте, стоит ли овчинка выделки? Нужно ли вообще делать такую деталь, как обманка лямбда-зонда, своими руками? «Лансер 9», скажем, автомобиль далеко не бюджетный, а высокого класса, так что есть ли вообще смысл нарушать его конструкцию различными самоделками? Разумно ли это? Если есть деньги на дорогой автомобиль, то должны быть средства и на поддержание его в рабочем состоянии. Если не так, то зачем же приобретали такую машину?
Нашёл в инете вот такую програмку. Ктонибудь пробовал? Ну и какие мысли по данной програмке? Описание и скрины ниже
Газоанализатор на основе коэффициента просвета инфракрасных лучей через фильтрующую пленку. Такой примитивный метод измерения процентного содержания CO2 в выхлопе двигателя дает большую погрешность, но прост в изготовлении. Заводские газоанализаторы с высокой точностью определяющие содержание CO2 стоят порядка 300 долларов, а это вы сможете собрать сами из простых деталей. После изготовления, настройки и тестирования этого газоанализатора расхождения при измерении с настоящим получились около 0,5 % в ту или другую сторону.
Для простоты изготовления газоанализатора, вся расчетная часть, настойка и отображение результата делается программам методом.
Схема сборки и подключения газоанализатора к компьютеру.
Изготовление фильтра
Самое сложное при изготовлении будет сделать фильтрующую пленку, которая должна будет пропускать только те инфракрасные лучи, которые были преломлены Углекислотой (СО2). Для изготовления пленки необходимо:
1. 2-а грамма марганцовки
2. Алюминиевая пудра 0,5 грамма
3. Эпоксидная смола (Уже разведенная с отвердителем) прозрачного цвета 10 грамм.
Все это смешивается в набольшей таре и наносится на обычное стекло. Толщина застывшей пленки должна быть 0,2 мм
Другие компоненты
Помните, что диод должен быть инфракрасным, его несложно найти, отличительные особенности, он белого цвета. при загорании у него нет никакого свечения. (В быту такие диоды ставят в пульты дистанционного управления).
Фототранзисторы выглядят по разному, главное чтобы у его был рабочий диапазон частот принимаемого излучения был такойже как у инфракрасного светодиода. Проше прийти в любой радио-магазин и сказать дайте мне инфракрасную оптопару (инфр. светодиод и фототранзистор).
Так как наша схема довольна примитивна, то она будет очень чувствительна к изменениям температуры и для большей точности внесен датчик температуры. В данной схеме используется датчик измерения температуры от обычного Тестера DT-838 DIGITAL MULTIMETER (обычная дешевая «цешка» за 200 рублей). Конечно можно использовать в качестве датчика терморезистор или термотранзистор, но тогда можно получить большие отклонения так как в данной схеме тестирование и настройка была осуществлена именно с датчиком температуры от «цешки».
Обработка данных
Далее после подключения прибора к компьютеру, запускаем программу «Газоанализатор FRIZO». Выбираем COM порт к которому все подключено и нажимаем Старт, при успешной работе датчика программа покажет, что подключение установлено.
Поздравляем вас с успешной сборкой, установкой и настройкой газоанализатора, теперь можно установив датчик в выхлопной трубе автомобиля измерить процентное содержание СО2 в выхлопных газах. Помните что точность прибора +-0,5 %.
Газоанализатор представляет собой электронно-оптический прибор для измерения объёмной доли компонентов в отработавших газах двигателя.
Газоанализаторы бывают 1,2,3,4,5-компонентные. Измеряемые компоненты выхлопных газов: CO, CH, CO2, O2, NОx. Мы знаем, что все современные бензиновые автомобили (за исключением автомобилей с непосредственным впрыском топлива в цилиндры и послойным распределением смеси) на установившихся режимах (кроме режима полной нагрузки) должны работать при стехиометрическом соотношении воздух / топливо (Лямбда равна 1). Причём точность поддержания этого соотношения достаточно высока (Лямбда = 0,97-1,03). Лямбда – это интегральный параметр, позволяющий оценить качество рабочей смеси. А качество сгорания смеси можно оценить по составу отработавших газов. Для задач диагностики правильным будет использовать 4 и 5-компонентные газоанализаторы, причём те, которые способны рассчитывать коэффициент Лямбда.
Для автодиагноста 4-х компонентный газоанализатор незаменим. Он помогает заглянуть внутрь камер сгорания работающего двигателя и определить, как идет процесс горения топливно-воздушой смеси. Эта смесь должна, по возможности, полностью сгорать в двигателе, чтобы можно было достичь при незначительном расходе топлива максимально возможной мощности двигателя и удерживать появляющиеся при этом вредные вещества с самого начала такими незначительными, как это только возможно. Абсолютно совершенное сгорание невозможно даже при идеальной воздушно-топливной смеси, так как имеющееся для этого время слишком мало, даже при наилучшем конструктивном исполнении и оптимальной регулировке всех важных для сгорания компонентов. С теоретической точки зрения сгорание было бы совершенным при соотношении веса топлива и воздуха 1: 14,7 или, представляя в объеме, 1 л топлива смешанный с 10.000л воздуха. Это соотношение обозначают лямбда.
Анализируемый газ поступает в анализируемую кювету, где определяемые компоненты, взаимодействуя с излучением, вызывают его поглощение в соответствующих спектральных диапазонах. Потоки излучения характерных областей спектра выделяется интерференционными фильтрами и преобразуется в электрические сигналы, пропорциональные концентрации анализируемых компонентов. Электрохимический датчик при взаимодействии с кислородом выдает сигнал, пропорциональный концентрации кислорода. Величина l вычисляется газоанализатором автоматически по измеренным СО,СН,СO2 и O2.
Современные газоанализаторы высокого класса, кроме надёжности и удобства в работе, имеют множество дополнительных функций. Они могут измерять частоту вращения коленчатого вала двигателя, температуру масла, а также запоминать промежуточные протоколы измерений и передавать результаты на персональный компьютер или печатать их на встроенном принтере.
Очень важным с точки зрения эксплуатационника качеством газоанализатора является его надёжность. Поскольку, по своему устройству газоанализатор – сложный электронный прибор отремонтировать его своими силами, как правило, невозможно и приходится обращаться на фирменный сервисный центр, что крайне неудобно, поэтому при выборе модели газоанализатора следует обращать внимание на его защищённость от внешних воздействий и наличие блока предварительной подготовки газов.
Всем привет! В этой статье я расскажу вам о том, как сделать простой датчик утечки газа своими руками из доступных деталей.
Наверное, теперь даже любой школьник знает, что такой опасный газ как метан не имеет запаха, и обнаружить его в воздухе без специальных приборов просто не возможно. Метан – это основной компонент природного газа. Метан, тот же газ, что течет по трубам и у вас дома, за тем небольшим изменением, что в него специально добавляют пахнущие присадки, чтобы его можно было обнаружить человеку с помощью обоняния.
Но если его можно учуять, то тогда зачем делать датчик спросите вы? Дело в том, что человек может учуять уже опасную концентрацию газа. У датчика же чувствительность выше. И если же будет небольшая утечка газа в комнате в течение нескольких часов – эта концентрация может не иметь запаха, но будет 100% опасность взрыва. Чтобы этого избежать и запеленговать начинающие небольшие концентрации газа в воздухе и используют датчики наличия газа.
Это, конечно, скорее всего тестовый проект, который показывает основной принцип работы с сенсором газа, но никто в дальнейшем, не помешает вам усовершенствовать и сделать из него серьезный проект.
Я приведу список деталей и материалов, которые необходимы для постройки нашего датчика. (Ссылка на магазин)
1. .
2. Батарея 9V и разъем.
3. .
4. .
5. .
6. (подойдет любой структуры n-p-n).
7. .
8. .
9. .
10. .
11. Другие материалы, такие как паяльник, припой, флюс и провода.
Итак, давайте начнем настройку этого проекта!
Схема довольно проста. Ее сердцем является сенсор газа марки MQ-02, но вы так же можете использовать датчики MQ-05, MQ-04.
MQ-02 – реагирует пропан, метан, пары алкоголя, водород, дым. Сенсор газа MQ-02 – это законченный модуль. У него на плате расположен усилитель и переменный резистор, с помощью которого можно регулировать чувствительность.
Моя схема состоит их мультивибратора, собранного на микросхеме таймере «555».