Моторные масла и их свойства таблица. Маркировка моторных масел

Моторные масла и их свойства таблица. Маркировка моторных масел

Моторное масло — это то, без чего не обойдется ни один автомобиль. Данное текучее вещество предназначено для того, чтобы смазывать детали двигателей внутреннего сгорания, чтобы они могли функционировать. Казалось бы, в чем тогда проблема? Берете моторное масло, вливаете его в двигатель и наслаждаетесь ездой. На самом деле все гораздо сложнее, так как существуют многочисленные разнообразные виды моторного масла, и вам необходимо знать, какое именно из них вам нужно. Обратите внимание на упаковку — там вы сможете обнаружить некоторые условные обозначения, которые непосвященному человеку вообще ни о чем не говорят. Чтобы разобраться с этим, вам необходимо изучить данную статью. Здесь будут детально разобраны основные виды а также их классификации. После изучения данного материала вы вполне легко и без особых проблем сможете выбрать нужное вам масло среди десятков вариантов, которые будут предложены вам в магазине.

Минеральные масла

Содержание страницы

Первая классификация, на которую стоит обратить внимание — по типу производства. Это самая основная классификация, которая позволяет вам понять базовые свойства конкретного варианта продукта. Итак, в первую очередь речь пойдет о минеральных маслах — если описывать их кратко и в общем, то можно сказать, что это те, которые были получены путем переработки нефти. Если же вдаваться в подробности, то о минеральном продукте можно сказать гораздо больше. Виды могут быть самыми разнообразными, но именно минеральное считается наиболее пригодным для использования каждый день в стандартных городских условиях. Оно получается из базового масла, которое производится напрямую из сырой нефти. К базовому варианту затем добавляются определенные химические присадки, которые обеспечивают наличие у готового продукта тех или иных характеристик. Как уже было сказано ранее, этот вариант лучше всего подходит для стандартного водителя, который путешествует в городских условиях или за город, используя автомобиль практически ежедневно. Так что если вы рассматриваете различные виды моторного масла и знаете, что вы предпочитаете спокойное уравновешенное вождение на средних скоростях, то минеральный продукт — это идеальный выбор для вас. Но какие же еще есть пункты в этой классификации?

Полусинтетические моторные масла

Естественно, виды моторных масел не ограничиваются только минеральными вариантами — также зачастую можно увидеть на полках магазинов полусинтетические продукты. Что это означает? Стоит ли брать подобное масло? Лучше оно, чем минеральное, или хуже? На самом деле, просто так сказать невозможно — такое масло не лучше и не хуже, оно просто другое. Оно создается путем смешения натурального и синтетического продукта (о котором речь пойдет позже). Если вы являетесь любителем высоких скоростей и быстрой езды, то вам лучше подойдет этот вариант, так как минеральное масло, как вы уже успели понять, больше подходит для езды с нормальной городской скоростью. Однако не только лишь скоростными показателями определяется предназначение этого вида масла. Дело в том, что полусинтетическая модель является максимально устойчивой к окислению — соответственно, рекомендуется использовать такое масло в экстремальных температурных условиях. Для российской реальности этот вариант может оказаться гораздо более применимым, чем натуральный минеральный продукт, который определенно не вынесет суровых русских морозов. Но это еще не все виды моторных масел в данной классификации — вам предстоит познакомиться еще с синтетическим вариантом.

Синтетические моторные масла

Многие начинающие автомобилисты считают, что виды моторного масла — «Мобил», «Эльф» и так далее. Однако это всего лишь производители, хотя в них вам также стоит ориентироваться и знать, какая продукция лучше всего подходит для двигателя именно вашего автомобиля. Что касается реальных видов масла, то в классификации по типу производства остается лишь один пункт — синтетическое. Многие утверждают, что именно этот вид масла является наилучшим, однако при этом он же и является самым дорогим. Дело в том, что в его создании вообще не используется нефть — оно производится путем сложного химического процесса синтеза (отсюда и название) исключительно в лабораторных условиях. В ходе производства к продукту добавляются исключительно высококачественные присадки, которые снабжают масло только самыми лучшими качествами. Чаще всего синтетические масла значительно превосходят минеральные и полусинтетические по ряду ключевых признаков, таких как вязкость, обеспечение защиты двигателя, расход топлива и так далее. Теперь вы знаете, какие виды моторного масла бывают, если рассматривать классификацию по типу производства. Но существуют еще и другие классификации, на которые также обязательно стоит обратить внимание.

Классификация SAE

Пришло время взглянуть на то, какие еще бывают виды моторных масел. Классификация, которая будет рассматриваться сейчас, имеет название SAE. Это сокращенное название организации, которая ввела данную классификацию, которая является характерной для европейских стран. Полностью организация называется «Общество Автомобильных Инженеров», так что если вы услышите данное название, то теперь будете знать, к чему именно оно относится. Однако в чем суть данной классификации? На какие виды подразделяется масло в соответствии с ней? Обозначение такого продукта чаще всего выглядит примерно так: 15W или просто 50. Естественно, если вы не в курсе подробностей данной классификации, то вам это обозначение ни о чем не скажет. Именно для этого вам и стоит ознакомиться с данной статьей. Отсюда вы узнаете, что буква W в названии обозначает Winter, то есть то, что это масло предназначено для использования в зимний период. Что касается числа, то оно используется и в зимних, и в летних, и во всесезонных продуктах. Оно обозначает класс вязкости, то есть позволяет вам сориентироваться, в каких погодных условиях вы сможете использовать конкретный вариант. Итак, теперь вы имеете общее представление о данной классификации — пора рассмотреть, какие именно бывают в соответствии с ней виды моторных и трансмиссионных масел.

Зимнее масло

Виды полусинтетических моторных масел, которые лучше всего использовать в зимние периоды, как вы уже поняли, обозначаются буквой W. Это означает, что масло зимнее — и всего существует шесть классов вязкости в соответствии с этой классификацией. Начинается отсчет с масла 0W и заканчивается маслом 25W. Что это значит? Чем ниже число, которое стоит перед буквой W, тем более низкие температуры может выдерживать этот продукт зимой. Например, масло с обозначением 20W можно использовать при температуре не ниже минус десяти градусов по Цельсию, в то время как масло с маркировкой 5W можно использовать даже при морозах до минус пятидесяти. Виды синтетических моторных масел, а также минеральных, имеют точно такую же маркировку. Просто стоит обратить внимание на то, что минеральные варианты крайне редко имеют выгодную зимнюю маркировку.

Летнее масло

Что касается летнего масла по данной классификации, то здесь обозначение выстроено точно по такому же принципу — просто в названии отсутствует буква W, что может служить признаком того, что масло не является пригодным для использовании в зимний период. Летних продуктов существует пять различных классов, обозначение которых начинается с 20, и заканчиваются 60. Как и в случае с зимними маслами, число маркировки летних указывает на температурные границы, только на этот раз выше нуля. Чем выше число, тем выше температура, при которой масло сохраняет свою вязкую структуру и, соответственно, свои смазывающие свойства. Однако это еще не все виды моторных масел для автомобилей в данной классификации. Что же остается кроме летних и зимних продуктов? Оказывается, в рамках этой классификации существует также третий вид — всесезонные. Именно о них и пойдет речь далее.

Всесезонное масло

Если говорить о всесезонных маслах в классификации SAE, то следует сразу же отметить, что здесь обозначение является немного более сложным. Однако, как только вы поймете принцип, то сможете быстро ориентироваться в различных классах. Итак, простейший пример всесезонного масла — это 10W-50. Что это означает? Дело в том, что всесезонные продукты совмещают в себе функциональность как зимних, так и летних масел. И, соответственно, совмещают в себе также и их маркировку — это значит, что первая часть (до дефиса) представляется собой зимние характеристики, в то время как вторая (после дефиса) — летние. Соответственно, наиболее качественным в плане вязкости маслом будет то, у которого разница между первым и вторым числом обозначения будет наиболее высокой. Это будет означать, что масло сохраняет свои свойства при низких и при высоких температурах. Естественно, классов всесезонного масла существует значительно больше, чем зимнего или летнего. Практически все комбинации первого и второго образуют новый класс всесезонного продукта. Вот и все, что вам нужно знать о том, как разделяются в соответствии с данной классификацией моторные масла. Виды, классификация, обозначения — все эти темы являются крайне важными для любого автомобилиста, так что если вы хотите, чтобы двигатель вашей машины работал эффективно и долго, вам необходимо разобраться с тем, какое масло выбирать. А для этого вам нужно изучить еще одну распространенную классификацию.

Классификация API

Если предыдущая классификация уделяла основное внимание именно и сохранению функций при различных температурах, то эта делает акцент на общие эксплуатационные свойства. Именно здесь вы сможете найти виды моторных масел для дизельных двигателей отдельно от бензиновых. Что означает данное сокращение? Как и в случае с SAE, это сокращенное название организации, которая ввела данную классификацию. В этом случае API — это «Американский Нефтяной Институт». Соответственно, можно сделать вывод, что предыдущая маркировка характеризует европейское масло, а данная — американское. Однако на самом деле все немного иначе — дело в том, что эти две классификации затрагивают разные аспекты продуктов, поэтому чаще всего они размещаются рядом на упаковке. Итак, вид масла в соответствии с данной классификацией может выглядеть как, например, SA, CD или даже CB/SE. Но что означают все эти буквы?

Условные обозначения

Чтобы разобраться с данными обозначениями, необходимо сразу же разделить их на две части, то есть на две буквы. Если вы просмотрите немало классов масел, то заметите, что первая буква всегда либо S, либо C. Здесь все довольно просто — если первая буква S, то масло предназначено для бензинового двигателя, если же C — для дизельного. Вот и все, никаких особых проблем с пониманием и запоминанием этого быть не должно. Но что же обозначает вторая буква? Здесь все тоже довольно просто — в качестве второго символа может выступать гораздо большее количество букв, однако все они подвержены одной системе, независимо от того, рассматривается дизельный или бензиновый двигатель. Буква A обозначает самое устаревшее масло с наихудшими эксплуатационными свойствами. По мере продвижения по алфавиту растут эксплуатационные свойства продукта. Теперь вы можете себе полностью представить картину — первая буква отвечает за тип двигателя, а вторая — за эксплуатационные качества масла.

Классы моторного масла

Как можно легко догадаться, самым первым маслом будет SA или CA — оно будет иметь самые низкие эксплуатационные качества, и будет относиться к тридцатым годам двадцатого века. Чтобы понять полную картину, стоит взглянуть на дизельные и бензиновые двигатели отдельно. Итак, если говорить о бензиновых моторах, то за всю историю было десять классов — от SA до SL. С тридцатых до восьмидесятых годов использовались пять из них — до SE, на сегодняшний день они считаются устаревшими. В восьмидесятых-девяностых годах появились масла SF, SG и SH, которые можно встретить и по сегодняшний день — однако актуальных классов осталось два — SJ и SL. Именно они имеют самые высокие эксплуатационные свойства. Что касается дизельных двигателей, то история была подобной, но немного другой. Изначально было три класса масла, затем добавилось еще два, а на сегодняшний день имеется пять актуальных классов — CF, CF-4, CG-4, CH-4 и самый лучший C1-4. Как уже было сказано раньше, иногда можно встретить обозначения CD/SE и подобные этому — что они означают? Все просто — это моторное масло, которое подходит как для бензинового, так и для дизельного двигателя. Естественно, уровень эксплуатационных свойств при использовании для разных моторов различается, поэтому для каждого из них имеется свое обозначение второй буквы.

Моторное масло требуется каждому автомобилю. Вещество в текучей форме было создано с целью смазки внутренних деталей. Благодаря применению материала общая конструкция сохраняет свои первоначальные характеристики. Но выбрать правильные виды моторных масел не так просто, как кажется на первый взгляд.

Дизельные, бензиновые и турбированные – основные разновидности составов материала, которые выделяются как раз в зависимости от сферы применения.

Но за последнее время классификация постоянно расширяется. Появляются составы, в производстве и эксплуатации которых применяются различные присадки. Благодаря этому создаются условия для эффективной работы при применении топлива различных видов. В турбо-моторах специальные присадки позволяют предотвратить загустение, вспенивание.

Есть универсальные моторные масла, но их не рекомендуется выбирать, если есть такая возможность.

Моторное масло требуется каждому автомобилю

Виды масла

Среди главных факторов, на которые опираются сами производители, когда дают рекомендации покупателям – условия, в которых ведётся работа; особенности конструкций. Рекомендации выдаются по результатам ресурсных испытаний. И потом рассказывается о том, какие бывают моторные масла.

Можно обойтись и неоригинальными составами, если от оригинального хочется отказаться по тем или иным причинам. Главное – чтобы присутствовал допуск, одобрение самого автоконцерна. Иначе при замене жидкостей велика вероятность лишиться гарантии.

В законе отсутствует запрет на выбор технических жидкостей от любых брендов. Главные требования для спецификаций – рекомендательная документация от завода-изготовителя. Иначе велика вероятность отказа проводить ремонт по гарантии.

Классификация SAE

Из основных характеристик моторного масла особо отмечается вязкость. Её определяет широкий диапазон допустимых рабочих температур. У стандартной классификации по такой системе – свои особенности.

Возьмём, к примеру, обозначение 10W40:

  1. 10W – фиксирует эксплуатационную температуру.
  2. 40 – показатель для вязкости.

Масло точно будет всесезонным, если присутствуют две цифры, разделённые только буквой W. Первые цифры требуются для отображения того, при каких отрицательных температурах минимум проворачивается двигатель. К примеру:

  1. Для 0W40 минимальный порог равен -35 градусам.
  2. В случае с 15w40 это минус двадцать.

10W – универсальная разновидность масла, которая отлично подходит для средних климатических показателей. 5W – минимальный класс, применение которого рекомендуется при суровых зимах. Такие разновидности масел для автомобилей прослужат долго.

Подбор масла по вязкости

  1. От 5W30 до 0W30 – рекомендуемые марки для тех, у кого автомобиль накопил пробега на 50% и менее от планируемого ресурса. Работа новых двигателей проходит без износа. Сохраняются минимальные зазоры, подшипники будут стабильно работать только при сохранении данных параметров.
  2. При более чем 50%-ном пробеге актуальным выбором будет класс 5W40. Несущая способность компенсируется за счёт того, что растёт вязкость.

Существует различие по вязкости

Для современных моторов рекомендуется применять масло небольшой вязкости. У этого материала низкие энергосберегающие свойства, что позволяет экономить на расходе топлива. Масло с вязкостью не больше 30 пунктов заливают с большинства современных предприятий. Повышенный индекс требуется только для машин, чей пробег достаточно большой.

Классификация API

В категории S есть несколько классов, распределяющихся на основе свойств во время эксплуатации. Качество материала улучшается по мере того, как буква стоит дальше от алфавита. SN – марка масел из самых современных для бензиновых двигателей. В случае с дизелями – SF. Двойная маркировка позволяет сказать, что перед покупателем универсальные автомобильные масла.

К энергосберегающим относятся все масла с маркой SL. Благодаря применению составов экономится топливо. Но разница составляет всего 2-3%, обычный потребитель её почти не чувствует.

ILSAC: что за классификация

ILSAC – название комитета международного уровня, который был создан Ассоциациями японских и американских производителей. Этот комитет разрабатывает стандарты, которые ориентированы на соответствующие страны. Согласно данной классификации, моторные масла допустимо разбивать всего на пять классов. Обозначения включают буквенные обозначения GF, и одну из цифр, от 1 до 5. Из всех классов самый современный – GF-5.

Масла, отвечающие требованиям стандарта ILSAC, обладают следующими характеристиками:

  1. Повышенная совместимость с системами, снижающими общее количество выхлопов.
  2. Улучшенные свойства противоизносного характера.
  3. Повышенная защита от образования отложения в дальнейшем.
  4. Энергосберегающие параметры.

ACEA: ещё одна классификация

Вначале этот стандарт был разработан только для европейских стран. Но потом его применение распространилось по всему миру.

Благодаря стандарту вводятся масла трёх основных категорий:

  1. A/B. Работает с дизельными, бензиновыми двигателями легкового, лёгкого транспорта с коммерческим назначением.
  2. C. Для двигателей бензиновых и дизельных групп, которым важно соответствие современным требованиям в плане экологии.
  3. E. Обеспечивает работу дизелей в грузовых машинах, при эксплуатации которых нагрузки возрастают.

Масло требует регулярной замены

В маркировке содержится буквенный код, за которым идут цифры. Увеличение значения цифры предполагает, что более высокие требования предъявляются к условиям эксплуатации, характеристикам. Через дефис тоже указываются цифры, они обозначают год, когда была присвоена категория.

Пример использования маркировки – A3/B4-04. Но при подборке для конкретного автомобиля требуются уточнения. Указанные типы масел носят характер рекомендаций.

Моторные масла: об условиях работы

Жидкости отличаются тем, что условия работы исключительно тяжёлые. Режим даже можно назвать «рваным». Значит, одна и та же порция масла может буквально каждую секунду подвергаться перепадам в плане нагрузок по механике, тепловым показателям. Ведь у каждого узла двигателя практически свои условия смазки.

Скорость движения деталей и показатель давления постоянно меняется в зависимости от того, какая часть мотора задействована во время эксплуатации в текущий момент.

Популярные производители моторных масел

Популярные марки масел можно распределить следующим образом, если внимательно изучить пользовательские отзывы:

  1. Mobil. Бренд из Америки, который принадлежит корпорации Exxon. Руководство открыло филиалы по всему миру. Для современного рынка марка стала узнаваемой. Применяется как в транспорте для массовых производств, так и в случае со спортивными марками. Характерна высокая степень совместимости с большей частью составов, у которых сертификация пройдена.
  2. Shell. Англо-голландская корпорация, работающая на интернациональном уровне. Предыдущей позиции уступает разве что по стоимости. Shell Helix – наименование торговой марки, под которой это масло известно на территории РФ.
  3. Liqui Molly. Бренд, созданный корпорацией из Германии. Из моторных масел с оптимальными параметрами – один из лидеров по рейтингам. Приобрёл популярность среди тех, кто владеет элитными, спортивными автомобилями.
  4. Castrol. Бренд, владельцем которого стал концерн British Petrolium. Популярный вариант среди российских покупателей благодаря идеальному соотношению между ценой и качеством.
  5. Лукойл. Единственный бренд из России, прошедший сертификацию API по своей продукции. Главное преимущество – низкие цены, хотя качество нисколько не уступает зарубежным аналогам.

Потребителю доступен широкий выбор моторного масла

Ещё на рынке присутствует два бренда, заслуживающие отдельного внимания – ZIC из Южной Кореи и Total из Франции.

Профильные издания практически без перерыва рассказывают о результатах испытаний.

Советы по правильному подбору масла для автомобиля

Главное – следовать рекомендациям производителя относительно вязкости масла. Не рекомендуется на автомобилях массового производства применять жидкости, предназначенные для спортивной техники. Это приводит к поломкам у двигателя.

Первый шаг – изучения допусков по параметрам, рекомендуемых самим производителем. Многие производители стараются сертифицировать свою продукцию в зависимости от конкретных марок автомобилей, с которыми их можно применять. Продукция будет стоить дорого, но лучше сотрудничать с официальными партнёрами дилера, чем потом столько же денег тратить на ремонт.

Больше вариантов для экономии появляется в ситуациях, когда производителем указываются лишь рекомендации относительно общих требований классификации. Можно доверять отечественным производителям. Главное – определиться, какой межсервисный интервал подходит для покупателя больше всего.

Заключение

На рынке представлено большое количество разнообразных видов моторных масел. Остаётся только определить, какой именно вариант подходит для конкретного покупателя, его машины. Упаковка содержит некоторые из условных значений, видов маркировки. Но перед этим следует ознакомиться с информацией относительно принятых классификаций. Неподготовленный пользователь может просто запутаться в имеющихся обозначениях. Получение сведения заранее помогает определиться с выбором, даже когда представлены десятки и сотни подходящих вариантов.

При выборе моторного масла основным критерием выбора являются его характеристики, которые напрямую влияют на долговечность работы двигателя и его надежность. Неправильно принятое решение приводит к выводу из строя всей смазочной системы. Деятельно изучая разные моторные масла, их марка и характеристики, можно сделать максимально взвешенный и обдуманный выбор. Выбранный продукт позволит эксплуатировать мотор в течение рекомендованного производителем срока, как минимум.

Снижение силы трения – ключевое предназначение моторной жидкости, и работа двигателя зачастую зависит именно от ее качества. Если трение слишком высокое, мотор расходует свою энергию преимущественно на преодоление этой силы, следовательно, расход топлива увеличивается, мощность снижается, выхлопные газы становятся более токсичными, а работа автомобиля более шумной.

Снижение КПД является не единственной проблемой, поскольку металлические элементы мотора накапливают поверхностную усталость, связи между молекулами становятся более слабыми, из-за чего даже незначительная нагрузка может привести к разрушению деталей.

Со временем металл двигателя может полностью разрушиться, поскольку предел усталости рано или поздно становится критическим.

Поверхности двигателя также страдают из-за избыточного трения. Зазор между парами трения мотора увеличивается из-за их стачивания. Ударные нагрузки повышаются прямо пропорционально увеличению зазоров. В итоге поверхность деталей изнашивается. При минимальных зазорах уровень шума также незначительный, но с их увеличением шум превращается в стук.

Именно использование качественного масла позволяет избежать перечисленных проблем, но помимо качества, необходимо также учитывать соответствие масла рекомендациям завода изготовителя вашего авто.

Своевременная замена

Своевременная замена моторного масла является обязательным условием производителей, при котором эксплуатационный срок двигателя будет максимально долгим. Если данную рекомендацию игнорировать, стоит приготовиться к следующим последствиям:

  • интенсивный износ деталей двигателя, следовательно, выход всего агрегата из строя;
  • выход маслоприемника из строя;
  • масляные магистрали двигателя засоряются, а элементы мотора склеиваются;
  • образование твердого осадка из разлагающейся основы;
  • фильтры засоряются продуктами износа устаревшего масла.

Перед тем как определить, какое моторное масло лучше, необходимо убедиться, что выбранный вами вариант соответствует трем характеристикам: свойствам смазочного материала, эксплуатационным условиям и конструкции агрегата. Также масло должно соответствовать следующим параметрам.

  1. Высокие моющие диспергирующе-стабилизирующие и солюбилизирующие характеристики по отношению к нерастворимым включениям. Благодаря данному свойству вам будет проще очищать детали от загрязнений.
  2. Способность нейтрализовать действие кислот, предотвращая тем самым износ деталей мотора.
  3. Высокая термоокислительная и термическая способность позволит использовать масло для охлаждения поршневых колец и поршня, который сильно нагревается.
  4. Невысокая летучесть и низкий расход на угар.
  5. Отсутствие способности формировать пену в горячем и холодном состоянии.
  6. Совместимость с материалом уплотнителей, используемых в системе нейтрализации отработанных газов.
  7. Способность надежно смазывать детали в экстремальных условиях, а также эффективно прокачивать смазку в моторе и запускать его в холодном состоянии.
  8. Отсутствие способности вступать в реакцию с металлическими элементами мотора при длительном простое или в процессе работы.

Специфические требования автозаводов

Помимо базовых требований к моторным масляным жидкостям есть и те, которые предъявляет сам автозавод. Речь идет о перечне специфических характеристик и их важность можно рассмотреть на следующем принципе.

Ассортимент масел для старого низкофорсированного двигателя с карбюратором и чугунными гильзами намного шире, если сравнивать с высокооборотным мотором с никасилевым блоком, повышенной рабочей температурой и трехкомпонентным катализатором. Информация в сервисной книжке позволит разобраться с ситуацией и выбрать масло, которое не испортит мотор.

Например, допуск масла Volkswagen — VW 504.00, следовательно, выбирая аналоги, необходимо ориентироваться на тот же допуск, поскольку в нем указаны специфические требования конкретно для моторов VW, которые отвечают экологическим стандартам Euro 4. Выбор продукта с более свежим допуском не всегда считается оправданным. В дизельных моторах того же Volkswagen нельзя использовать смазки с допуском VW 502.00.

Смазки с допуском VW 503.00, в свою очередь, запрещены к использованию в моторах, где указания относительно более нового или конкретного этого соответствия отсутствуют, поскольку их особенность заключается в сниженной высокотемпературной вязкости.

Свойства моторных масел

Прежде, чем рассматривать различные классификации моторных масел и их характеристики, стоит ознакомиться со свойствами моторных жидкостей, которые лежат в основе этих классификаций. Среди ключевых свойств стоит выделить следующие.

  1. Вязкость – основное свойство, за счет которого определяется возможность использовать продукт в двигателях разных типов.
  2. Коксуемость – способность масла образовывать смолы и нагары. Чем лучше очищено масло, тем ниже его коксуемость. Оптимальный показатель – 0,7% для жидкостей с высоким уровнем вязкости и 0,1-0,15% для маловязких субстанций.
  3. Зольность – присутствие минеральных веществ, которые остались после очистки и могут превратиться в золу в результате сгорания масла. Оптимальный показатель зольности – ниже 1%.
  4. Содержание примесей механического происхождения, которые засоряют фильтры, масляные каналы и способствуют ускоренному износу двигателя.
  5. Содержание воды приводит к образованию пены, из-за чего смазывание двигателя ухудшается, поскольку забиваются каналы.
  6. Щелочное число определяет количество щелочей и водорастворимых кислот в продукте, что влияет на моющую способность и корродирующие свойства.
  7. Моющие свойства представлены способностью предотвращать образование на боковой поверхности поршня и юбке теплых лаковых отложений.
  8. Температура вспышки определяет количество легкокипящих фракций в продукте, что указывает на способность образовать нагар и сгорать при соприкосновении с горячими элементами мотора. Температуры вспышки хорошего масла должна быть высокой.
  9. Температура застывания позволяет определить момент, когда масло теряет подвижность и свойства, характерные жидкостям.
  10. Прозрачность и цвет определяли качество масла ранее. Эталоном было прозрачное масло янтарного или медового цвета. Сейчас же данный показатель не считается определяющим, поскольку производители используют разные пакеты присадок, которые могут влиять на цвет итоговой продукции.

Индивидуальный шифр

Чтобы выбор масляной жидкости был максимально быстрым и простым, стоит ознакомиться с принципом расшифровки индивидуального шифра, который есть у каждой продукции данной категории.

В коде указывается следующая информация:

  • основа (синтетика, органика или полусинтетика);
  • качество и предназначение согласно классификации API;
  • показатели вязкости согласно классификации SAE;
  • дата производства и номер партии.

С номером партии, датой производства и торговой маркой все предельно просто, сложности начинаются, когда дело доходит до остальных качественных обозначениях. Именно о них дальше и пойдет речь.

Классификация моторных масел

Моторная смазочная продукция классифицируется с учетом разных методик и подходов, что в комплексе позволяет выбрать оптимальный вариант для конкретного двигателя. Учитывается основа масла, его вязкость, качественные характеристики.

Классификация масел с учетом их основы

Базовое масло является основой моторной смазки и именно оно передает свои свойства готовой продукции. Пакет присадок лишь корректирует эти свойства в некоторой мере. Итак, масляная основа может быть следующей.

  1. Минеральная основа представляет собой продукт перегонки нефти и считается старейшим классом. Минеральное моторное масло – не самый лучший выбор, поскольку такая база нестабильна и полностью зависит от исходного материала. В ходе эксплуатации в двигателе образуется много отложений, поскольку состав легко окисляется и быстро теряет вязкость. На морозе такая основа быстро густеет. Вариант наиболее бюджетный и подходит только для старых моторов.
  2. Синтетическая база создается специально с учетом требуемых свойств, среди которых может быть увеличение ресурса, улучшение защитных свойств и т. д. В данном случае используется все та же нефть, но технологический процесс ее переработки более совершенный. Синтетическое моторное масло отличается улучшенными свойствами и более высокой стоимостью.
  3. Полусинтетика – это та же минеральная основа, но с добавлением гидрокрекинговой синтетической части, которая улучшает характеристики. Некоторые производители называют полусинтетикой и полностью гидрокрекинговую основу. Так или иначе, это удачный компромисс в плане качественных характеристик. Также полусинтетическое моторное масло меньше провоцирует формирование отложений в двигателе и реже нуждается в замене. Указанные преимущества полностью окупают более высокую стоимость. Использовать такой продукт не рекомендуется только в сильно загрязненных моторах, поскольку за счет улучшенных моющих свойств старая грязь поднимется из масляных каналов и пойдет дальше в постели распределительных валов и во вкладыши коленвала.

С первого взгляда может создаться впечатление, что полусинтетическая база является оптимальным вариантом и обеспечит мотору наилучший ресурс. На самом деле любое масло хорошо работает, если ого соответствует двигателю по свойствам, а водитель соблюдает необходимые интервалы замены.

Классификация по вязкости (стандарт SAE)

Пределы вязкости смазочного материала определяет конструкция мотора. Смазывание нагруженных узлов происходит под давлением за счет маслонасоса, тогда как разбрызгивание от распределительных валов и коленчатого вала обеспечивает смазывание менее нагруженных узлов.

Вязкость масла должна быть достаточной, чтобы в системе смазки образовалось давление, при этом жидкое состояние обеспечивает разнесение микрокапель субстанции для формирования в картере масляного тумана.

Соблюдение требований к вязкости особо важно в случае с современными двигателями, поскольку используемые в данном случае для снижения механических потерь поршневые кольца недостаточно упругие, и если масло слишком вязкое, оно оставляет на стенках цилиндров прочную пленку, которую маслосъемные кольца снимают хуже. Итогом является увеличение расхода.

На показатель вязкости влияет температура, поэтому принято указывать данный параметр двумя контрольными точками, на что и ориентируется общепринятая классификация по SAE. Измерение масляной субстанции происходит в температурах -30 и 100 градусов, при этом речь идет о зимнем запуске и рабочей температуре.

Диапазонов измерений несколько.

  1. Летняя вязкость соответствует числу от 20 до 60, при этом число 60 указывает на самое густое масло.
  2. Для обозначения зимней вязкости используются числа от 20 до 0 и буква W (winter). При морозе в -30 градусов масло 0W будет самым жидким, а 20W самым густым.

Обозначение может быть сезонным (летнее или зимнее) или всесезонным. Например, смазочный материал SAE 50 – летний, SAE 10W – зимний, а SAE 10W-40 – всесезонный. Маркировки 0, 5, 10, 15 и 20 с буквой W относятся к зимним, а 20, 30, 40, 50 и 60 – к летним классам вязкости.

Лучше отдавать предпочтение всесезонным маслам, поскольку их удобнее использовать. При выборе можно занижать низкотемпературную вязкость.

Высокотемпературная вязкость должна в обязательном порядке соответствовать требованиям производителя.

Вязкость по ГОСТу

Показатели вязкости взяты за основу и в Российской классификации по ГОСТу.

  • летние классы соответствуют цифрам 8, 10, 12, 14, 16, 20 и 24, которые указывают на уровень вязкости в квадратных миллиметрах;
  • цифры 4, 5 и 6 соответствуют зимним классам;
  • при выборе всесезонного масла также ориентируйтесь на цифру: числитель будет указывать на зимний класс, а знаменатель на летний.

Стандарты API

Стандарт Американского института нефти (API) используется для определения характерного списка свойств, то есть обозначения качества продукции.

  1. Согласно этому стандарту обозначения с приставкой С соответствуют дизельным моторам, а приставка S – бензиновым (читайте о том, что такое ).
  2. Следующая буква будет указывать на давность редакции стандарта (чем дальше буква в алфавитном порядке, тем современнее редакция). При выборе не стоит ориентироваться на более современные редакции, поскольку стандарты ужесточаются преимущественно из-за требований экологов, тогда как защитные свойства по отношению к узлам двигателя могут даже ухудшаться. Например, если мотор рассчитан на продукт с маркировкой API SJ, он не станет работать лучше со смазкой SM/SN, поскольку она отличается меньшим содержанием фосфора и пониженной зольностью, а для двигателя без катализатора данные показатели не важны.

ACEA – стандарт Ассоциации европейских автопроизводителей. Изначально разработан для европейских стран, но в итоге нашел применение на мировом автомобильном рынке. Согласно данной классификации выделяется три группы смазочных материалов для двигателя.

  • класс А/В подходит бензиновым и дизельным двигателям легких коммерческих и легковых ТС;
  • класс С – для бензиновых и дизельных двигателей, которые соответствуют современным экологическим стандартам;
  • класс Е – для дизельных двигателей грузовых транспортных средств, которые эксплуатируются в режиме повышенных нагрузок.

Рядом с буквой согласно данному стандарту указывается цифра. Чем больше ее значение, тем выше требования к продукту. Две последние цифры, указанные через дефис, указывают на год принятия категории.

Изучая разные моторные масла, их марки и характеристики, можно сделать вывод о том, что наиболее известные бренды в большинстве случаев предпочитают не терять репутацию и продолжают из года в год выпускать продукцию высочайшего качества. Поскольку из большинства случаев всегда есть исключения, перед покупкой продукции стоит внимательно изучить отзывы. В любом случае необходимо в большей степени ориентироваться на рекомендации завода производителя авто, а не рекламные слоганы. Что касается наиболее надежных и проверенных брендов, стоит привести в пример следующие марки моторных масел.

  1. Shell HELIX. Речь идет о высококлассных синтетических смазках, преимущество которых представлено наличием в составе специальных моющих присадок – они предотвращают образование нагара и сохраняют внутренности двигателя практически стерильными. Ассортимент широк и позволяет сделать выбор с учетом любого типа мотора. Смазочные материалы данного бренда не только экологически чистые благодаря минимальной концентрации хлора, но даже превышают требования современных стандартов.
  2. Castrol. На счету данного бренда двадцать рекордных достижений, среди которых раскрутка мотора Formula-1 до 19000 оборотов в минуту в 2002 году. Ассортимент продукции не менее разнообразен и включает смазки, как на минеральной, так и на синтетической основе. Жидкости производятся, как с учетом дизельных и бензиновых моторов, так и с учетом автоматических и механических коробок передач. Примеси в данном случае полностью отсутствуют и это огромное достижение.
  3. ЛУКОЙЛ. Ассортимент смазочных жидкостей превышает 200 видов, среди которых можно выбрать вариант для любого типа двигателя. Есть отдельные категории для спецтехники и грузовых транспортных средств.
  4. Xado поставляет свою продукцию в пятнадцать государств по всему миру, обеспечивает защиту от подделки и надежную металлическую упаковку. Ассортимент представлен жидкостями для двигателей всех типов, при этом, не только для автомобилей, но также для мотоциклов, гидромеханических конструкций, компрессоров и холодильного оборудования.
  5. Liqui Moly – концерн, деятельность которого ориентирована на производство трансмиссионных и моторных жидкостей. Производственные мощности сосредоточены только в Германии, что сводит вероятность подделки к минимуму.
  6. Esso выпускает смазки на всех видах основ (синтетические, минеральные, полусинтетические) и отличается почти ювелирным определением соотношения присадок. Продукцию испытали и остались довольны такие мировые автомобильные бренды, как Volkswagen, Audi и Mercedes.

Возможно, вас также заинтересует статья нашего эксперта, посвящённая характеристикам .

Большинство автолюбителей, заботящихся о техническом состоянии своих транспортных средств волнует вопрос про моторные масла их виды и характеристики. От качественных показателей и эксплуатационных характеристик напрямую зависит корректность работы двигателя автомобиля и длительность его эксплуатации. В статье мы расскажем про основную классификацию продукта и представим сводную таблицу совместимости марок и масел.

Требования к моторным маслам

Основное назначение масел – обеспечение эффективного смазывания внутренних элементов роторных и поршневых двигателей внутреннего сгорания. В составе продукта – базовые масла и присадки, помогающие охлаждать детали, взаимодействующие между собой при работе.

При нахождении моторной смазки в элементах системы двигателя сгорания и на поверхностях деталей, она подвергается воздействиям различного характера, а именно: механическим, термическим и химическим. Фактор оказывает влияние на характеристики, что отражается на длительности периода эксплуатации.

Выбирая смазку для мотора, важно обеспечить полное соответствие трех характеристик: конструкции агрегата, условий его эксплуатации и свойств самого смазочного материала.

Перед покупкой удостоверьтесь, что масло отвечает параметрам ниже:

  • Обладает по отношению к нерастворимым включениям высокими моющими, солюбилизирующими и диспергирующе-стабилизирующими характеристиками. Особенность помогает эффективно очищать детали от загрязнений.
  • Отличается высокой термической и термоокислительной способностью, что позволит эффективно использовать моторную смазку для охлаждения сильно нагревающихся поршня и поршневых колец.
  • Владеет способностью эффективно защищать детали мотора от износа, нейтрализуя действие кислот.
  • Не оказывает на металлические детали мотора коррозионного воздействия в процессе работы и при длительных простоях.
  • Обеспечивает запуск мотора в холодном состоянии, эффективную прокачиваемость смазки в нем, а также надежное смазывание деталей в экстремальных условиях.
  • Совместимо с материалом производства уплотнительных элементов систем для нейтрализации отработанных газов.
  • Не создает пену в холодном и горячем состояниях.
  • Отличается низким расходом на угар и невысокой летучестью.

моторное масло

Классификация

С начала прошлого века их стали разделять на несколько категорий в зависимости от степени вязкости смазочного материала. Подобную систему классификации, разработанную и внедренную специалистами американского сообщества автомобильных инженеров (SAE), сразу оценили производители моторных смазок и их потребители, которым стало значительно легче подбирать их для своей техники.

Подобное разделение активно используется для того, чтобы подобрать моторные масла, их марки и характеристики в зависимости от требований потребителя.

avtomtk.ru Всё для ремонта и покраски автомобиля.
Яндекс.Метрика
Для любых предложений по сайту: [email protected]